Удивительно, что Тереза Мэй не воспользовалась возможностью публично обвинить Россию в очередном вмешательстве во внутренние дела Британии прямо во время встречи с Владимиром Путиным в ходе саммита G20. Впрочем, вполне возможно, что наедине она все-таки высказалась о противоправных действиях российских бизнесменов, которые, судя по всему, подкупили члена Палаты Лордов, что, разумеется, является прямым нарушением закона — как в Британии, так и в России или любой другой стране.
Напомним, как развивались события. 30 июня Sunday Times опубликовала расследование, в котором утверждалось, что некие неназванные люди организовали лоббистскую кампанию против российского бизнесмена Александра Щукина, дочь и зять которого постоянно живут в Лондоне.
Непосредственным исполнителем называют депутата от Северо-западного Норфолка сэра Генри Беллингэма, который ранее уже обвинялся той же Sunday Times в нарушении антикоррупционных требований — не сообщил о своих интересах в разработке африканских месторождений.
Беллингэм развернул кампанию против Щукина и его семьи с требованием проверить их на unexplained wealth — «необъяснимое богатство». В последнее время британское правосудие всё чаще требует у переезжающих на остров миллионеров, в первую очередь, российских, арабских и китайских объяснить, «откуда денежки».
Однако в открытый доступ утекли письма Беллингэма, в которых он обещал использовать все свои связи для помощи лоббистам, после чего началось расследование.
Организаторами кампании против Щукина Sunday Times называет двух выходцев из России — Андрея Ляхова, который в 2017 году лишился права заниматься юридической практикой в Британии из-за подделки электронных писем, а также Александра Коробко, который снял фильм, где доказывалась непричастность России к отравлению Александра Литвиненко в 2006 году. Именно они общались непосредственно с Беллингэмом.
Спонсором кампании, по данным британских журналистов, являлся Эммануил Зельцер, российский юрист, живущий во Флориде. Его называют «опытным участником международных олигархических войн». Несколько лет назад Зельцер активно занимался разделом наследства партнера Бориса Березовского Бадри Патаркацишвили, даже успел год отсидеть в тюрьме в Минске.
Поскольку никто из вышеперечисленных граждан разных стран раньше не имел никаких ни деловых, ни личных контактов с Александром Щукиным, неизбежно возникает вопрос о заказчиках кампании.
На этот вопрос в интервью российскому изданию «Лента.ру» ответил зять Щукина, бизнесмен Ильдар Узбеков.
В первую очередь он подчеркнул, что даже если бы Беллингэму удалось добиться расследования происхождения капиталов Щукина и его семьи, то ни к каким криминальным последствиям это бы не привело.
«Откуда берутся наши средства — совершенно очевидно: источники нашего благосостояния хорошо известны в первую очередь российской налоговой службе. За последние пять лет компании нашей группы заплатили налогов на общую сумму порядка 20 миллиардов рублей. Средства, которыми мы располагаем, являются прибылью, полученной после того, как мы заплатили указанную сумму налогов», — утверждает Узбеков.
По мнению бизнесмена, лоббистская кампания — «это элемент давления и дискредитации, в том числе, напрямую меня. Очевидно, что это связано с нашим долгим конфликтом с Русланом Ростовцевым».
Ростовцев — бывший чиновник, ставший бизнесменом. Его называли одним из участников «ландромата» — связанной с Молдавией схемой вывода денег из России с их последующей легализацией. Судебные процессы между Щукиным и Ростовцевым тянутся давно, большую часть бывший чиновник проиграл. В частности, по иску Щукина находятся под арестом действительно неясного происхождения средства Ростовцева — 113 миллионов долларов.
Еще одним вероятным заказчиком кампании Узбеков называет другого чиновника-бизнесмена — бывшего помощника президента Татарстана Рустэма Магдеева — делового партнера Ростовцева. Впрочем, и Магдеева, и Ростовцева он считает исполнителями чужого заказа: «Их имена нам тоже известны, но пока еще рано о них говорить. Хотя я уверен, что это не секрет для британских и российских спецслужб, потому что, помимо членов британского парламента, в аферу были втянуты высокопоставленные силовики из России, как я понимаю, втемную...»
Говоря о «высокопоставленных силовиках» Узбеков, вероятно, имеет в виду главу Следственного комитета Александра Бастрыкину. Он стал адресатом письма от британского лорда Раззалла, который призвал главу СК совместно с британским Национальным агентством по борьбе с преступностью расследовать деятельность Щукина.
К расследованию подключилась британская разведка МИ-5, и по мнению Узбекова, это тот случай, когда российские спецслужбы также должны подключиться: «Де-факто некая группа российских граждан совершила преступление на территории Великобритании в интересах пока неназванных официально бенефициаров. Но здесь долго искать не будут: те же Ростовцев и Магдеев на поверхности. Назовут и тех, кто за ними.»
В отличие от сомнительных фотографий российских туристов в Солсбери, в данном случае нет никаких сомнений, что российские граждане в своих интересах пытались коррумпировать британских лордов.
Похоже, что авторитетные бизнесмены Ростовцев и Магдеев втянули Россию в очередной дипломатический скандал с Британией и основные откровения еще впереди.