Аппарат Государственной Думы за последние четыре месяца потратил 182 миллиона рублей на проведение экспертно-аналитических исследований на самые разные темы. Одно из исследований должно быть посвящено тому, как применить в России зарубежный опыт взаимодействия властей с соцсетями. Конкурс на изучение этого вопроса, как пишет «Коммерсантъ», объявили 27 июля, а закончится он — 30 августа, изначальная стоимость — 4 млн рублей.
В описании тендера указано: «В связи с ростом популярности соцсетей среди граждан остро встал вопрос о необходимости законодательного урегулирования отношений в соцсетях». В техзадании есть уточнение, что в первую очередь в соцсетях необходимо защищать права граждан и «упорядочить обмен информации». Победитель конкурса разработает соответствующие поправки в законодательство.
В тендере речь идет об «Одноклассниках», «ВКонтакте», Фейсбуке, Твиттере и Инстаграме, а также — YouTube, «Хабрахабре» и Badoo. Как считают в Госдуме, 89% населения хотя бы иногда общаются в соцсетях.
Исследование должно помочь узнать, что за рубежом называют «социальной сетью» и связывают ли это понятие с «общественным местом», в своей работе эксперты должны проанализировать правовой статус владельцев и пользователей соцсетей, узнать, как регулировать вопросы этики использования информационных материалов и персональных данных, а также проанализировать, как действует ответственность за нарушение правил использования соцсетей.
Отметим, что в июне 2017 года на рассмотрение Госдумы был внесен законопроект с поправками к закону «Об информации», который журналисты быстро прозвали «законом о социальных сетях». В документе определяется понятие «оператор социальной сети», который должен полностью модерировать сайты и соцсети: «ограничивать доступ или удалять» по заявлению любого пользователя любой противоправный контент, «недостоверную и (или) порочащую честь и достоинство другого лица» информацию.
Авторы документа — два депутата от «Единой России», 45-летний Андрей Альшевских, который избирался в одном из одномандатных округов Свердловской области и 38-летний Сергей Боярский (сын актера Михаила Боярского), попал в Думу по списку ЕР, от петербургской региональной группы.
«Закон о соцсетях» много критиковали, даже в правительстве и государственно-правовом управлении президента, так что авторы в какой-то момент отозвали его и внесли новый вариант, в итоге в первом чтении он был принят только в апреле 2018 года. Характерно, что за новую версию законопроекта, которая теперь была направлена еще и против фальсификации «общественно значимых сведений», а также «распространения недостоверной общественной информации», проголосовали даже не все единороссы.
Второе чтение, по регламенту, могло состояться уже в середине мая, но, по всей видимости, в профильном комитете по информационной политике решили пока «притормозить» с ним. Пока что в карточке законопроекта говорится, что он «включен в примерную программу на ноябрь 2018 года».
Отметим, что нижняя палата парламента также заказала исследование регулирования работы мессенджеров в разных странах, его выполнит Высшая школа экономики. При этом закон о мессенджерах, который обязал идентифицировать пользователей по номеру телефона, уже принят Госдумой в 2017 году.
Также аппарат Госдумы за государственный счет будет следить за активностью депутатов. Центр политических технологий за 6,5 млн рублей проанализирует деятельность народных избранников в регионах. К 31 октября эксперты должны выяснить, насколько эффективно депутаты работают в регионах, а также какое место они занимают в системе отношений между центром и субъектами. «Учитывая уже достаточное время, прошедшее после избрания депутатов в 2016 году, складывается потребность в разработке рекомендаций, направленных на совершенствование работы Госдумы с регионами, — говорится в техзадании. — Актуальный интерес представляет восприятие деятельности депутатского корпуса в регионах и его трансформация, соответствие этой деятельности региональным интересам».
Неделю назад стало известно, что региональные администрации теперь будут реагировать на критику, которую пишут пользователи социальных сетей. Для этого регионы будут пользоваться системой «Инцидент менеджмент», которая позволяет отслеживать информационные поводы в самых популярных социальных сетях и реакцию сообществ на действия властей.