будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Яндекс интернет
Май 15, 2025
Страна
Маматов Платон

Как «Яндекс» провалился с «Кинопоиском»

Как «Яндекс» провалился с «Кинопоиском»
poisk3_nYOv32z
Главная страница «Кинопоиска»

Эксперт по PR, директор агентства Magic, Inc Платон Маматов специально для «Полит.ру» проанализировал провальный запуск новой версии «Кинопоиска».

 
Платон Маматов. Фото: doggystyleboy/vk.com

Детали скандала вокруг «Кинопоиска», кардинально «улучшенного» «Яндексом», известны уже практически всем. Тем не менее, я кратко напомню, как развивались события. В 2013 году «Яндекс» купил «Кинопоиск» за 2,5 миллиардов рублей. Основатели проекта покинули компанию, и его переделкой занимались в основном сотрудники «Яндекса». Они потратили на это два года и неделю назад, 8 октября, выпустили новую версию сервиса в свет.

Пользователи обрушили на «Яндекс» шквал критики в социальных сетях, блогах и СМИ. Количество негативных отзывов исчисляется тысячами, и многие из этих мнений выходят далеко за рамки приличий. Под удар попала не только сама компания, но и отдельные ее сотрудники, причастные к созданию нового «Кинопоиска». Маркетологу Светлане Яворской писали, что она «убийца и мразь», угрожали физической расправой и советовали «не ходить по улицам одной». Юристы и пиарщики «Яндекса» не предприняли для ее защиты ничего.

Как «Яндекс» отреагировал на внезапно возникший кризис? Уволил руководителя проекта Ольгу Мансурову и вернул старую версию «Кинопоиска». На этом компания лишилась более 40 миллионов рублей. Оценить их репутационные потери в денежном эквиваленте довольно сложно (в том числе из-за того, что они продолжатся и после окончания острой фазы скандала). Но можно уверенно утверждать: эти потери весьма и весьма велики. Второй перезапуск сервиса теперь под большим вопросом. А если провалится и он, то третьего шанса уже не будет, и 2,5 миллиардов инвестиций, как и сотни часов рабочего времени программистов «Яндекса», исчезнут в никуда.

Что «Яндексу» надо было сделать в пиар-поле, чтобы избежать такого оглушительного провала? Давайте порассуждаем.

Во-первых, любые изменения в привычном для пользователей сервисе – это серьезные риски. Люди не любят перемен, и зачастую негативно реагируют на них даже в тех случаях, когда они к лучшему. Если переделка носит кардинальный, а не косметический характер, то вероятность получить негативную обратную связь вырастает кратно. У сервиса много пользователей? Скандал будет большим. Очень много пользователей? Провал станет грандиозным или, как сейчас пишут журналисты, оглушительным.

Следовательно, на момент запуска нового «Кинопоиска» пиар-департамент «Яндекса» уже должен был иметь план действий на случай, если все пойдет не так. Это позволило бы компании не отмалчиваться в первой (самой острой) фазе кризиса, и не совершать неэффективных ходов после того, как она перерастет во вторую (затяжную) фазу.

Во-вторых, не очень понятно, почему «Яндекс» не обнаружил все эти проблемы на этапе бета-теста? Это позволило бы им исправить многие вызывающие недовольство моменты до релиза. И, кроме того, нормально подготовиться к нейтрализации негатива, возникшего после запуска сервиса.

Далее. Пиарщики «Яндекса» могли бы вести онлайн-мониторинг соцсетей, блогов и СМИ сразу после запуска «нового Кинопоиска». В этом случае они бы уже через несколько часов поняли: старт провалился, и Большие Неприятности приближаются Очень Быстро. Эту информацию можно было бы транслировать руководству и незамедлительно приступить к купированию кризиса. Тогда потери были бы намного меньше. Велся ли такой мониторинг? Если да, то по какой причине его результатами не воспользовались? Если нет, то почему?

Ну ладно. Допустим, заранее подготовленного плана действий нет, бета-тесты и фокус-группы не проводились, мониторинг или запоздал, или его не положили на стол лицам, принимающим решения. Все это можно было исправить. Нужно было просто начать публиковать полную, достоверную и исчерпывающую информацию по всем вопросам, интересующим пользователей. Почему новый сервис создан именно вот таким? Кто его делал? Допустили ли разработчики ошибку, или все так и было задумано? Если это ошибка, то как виновные будут за нее отвечать? Какие шаги компания предпринимает для нормализации ситуации? Услышал ли руководство компании своих пользователей, уважает ли оно их мнение, и намерено ли учитывать его в дальнейшем?

Но «Яндекс» допустил классическую ошибку, которая есть в каждом учебнике по антикризисному пиару. Он отмолчался. Тогда аудитория начала искать ответы на эти острые вопросы самостоятельно. И нашла их в тексте «Вся правда о перезапуске "Кинопоиска"». Первоначально он появился в виде комментария в группе «Кинопоиска» во «ВКонтакте», далее был опубликован популярным интернет-СМИ Roem.ru , и уже оттуда мощно разошелся по другим площадкам.

Смысл текста таков:

1) реконструкцией «Кинопоиска» занимались дилетанты и бюрократы

2) их целью было выкачивание денег из пользователей, а не забота о них

3) поэтому сервис получился откровенно плохим

4) никого за это не накажут

5) исправлять ошибки никто не будет

6) на мнение пользователей всем пофиг

7) и вообще, «Яндекс» уже не тот

По состоянию на 12 октября этот материал был единственным правдопободным объяснением происходящему, доступным массовой аудитории. Никакой внятной альтернативы данной версии Яндекс на тот момент не предложил. Именно поэтому она так широко распространилась и была принята на веру очень и очень многими.

13 октября «Яндекс» распространил заявление, в котором были ответы на все приведенные мною выше вопросы. Компания проводила закрытое тестирование сервиса до его запуска. Компания признала: технические проблемы в работе нового «Кинопоиска» есть. Компания поблагодарила пользователей за критику и попросила прощения за доставленные неудобства. Компания сообщила о предпринятых мерах по исправлению ситуации. Компания рассказала, какова будет дальнейшая судьба проекта. Выпуск такого заявления – это очень правильный и очень эффективный ход. Жаль только, что «Яндекс» сделал его слишком поздно.

«Яндекс» — это команда разработчиков, которые очень хорошо умеют делать всякие интернет-сервисы. Но когда дело доходит до социальных сервисов, то они начинают лажать. Потому что там в первую очередь надо заниматься социальной составляющей, и только во вторую — собственно сервисной. «Мой круг» как сервис был неплох. Но «Яндекс» не смог предложить пользователям ничего, что заставило бы их бросить «Фейсбук», «ВКонтакте» и «Одноклассники», и уйти к ним. Поэтому новая социальная сеть умерла. Та же самая история была с «Яндекс-блогами», проигравшими войну ЖЖ, блогспоту, и даже абсолютно идиотскому diary.ru. Пока в «Яндексе» не появятся люди, понимающие поведение и психологию пользователей, история с провалами так и будет повторяться раз за разом.

Маматов Платон
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).