будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Открытые семинары Полит.ру
Май 12, 2025
Страна
Открытый семинар "Полит.ру"

Как закончится безыдейная эпоха

Мы публикуем резюме регулярного вторничного «Открытого семинара» «Полит.ру» и Института национальной модели экономики, созданного для обсуждения позиции и содержания нашего экспертного круга и сообщества. 23 октября в качестве основного докладчика выступил филолог, историк, профессор МГУ Алексей Песков, только что в издательстве ОГИ выпустивший новую книгу "Русская идея" и "русская душа": Очерки русской историософии». (Приходите также сегодня на публичную лекцию Алексея Пескова). Участники обсуждения (кроме собственно "Полит.ру") – Виталий Найшуль, Вячеслав Широнин, Михаил Арсенин, Татьяна Малкина, Ольга Лобач, Ольга Гурова, Григорий Глазков, Олег Мудрак.

Эмансипация управления от власти

В эпоху Просвещения происходил процесс эмансипации общества от государства или граждан от идеологии, от веры во власть. Общество, осознавшее себя достаточно интеллектуальным и внутренне свободным для того, чтобы высказывать свои суждения о государстве, оказалось свободным настолько, что государство не могло его подавить. У нас последние лет 15 постепенно происходит обратный процесс – эмансипация управляющего класса от общества. По словам Григория Явлинского, "сейчас власть на разные лады толкует один и тот же императив: "Не трогайте нас. Не мешайте нам работать, и мы вам не будем мешать. А если будете мешать, то мы вам покажем, кто здесь есть власть".

Если быть корректным, ускользающим является сам феномен власти, основанный на вере и согласии. Властный приказ исполняется подвластным по собственной воле, в результате веры, добровольного признания власти – заранее признано, что лучше подчиниться. В отличие от этого, административное указание исполняется в результате каждый раз возобновляемого насилия или манипуляции, когда управляемый и не знает, что им управляют.

В России всякое просвещение, начиная с Екатерины, возглавляла именно верховная власть. Именно власть определяла то, как должно вести себя общество и на каком языке оно должно говорить. Власть всегда имела про запас достаточное количество риторических приемов, кодов и программ, с помощью которых она осуществляла власть и перемены в стране, реформы. Это не только императоры и их "администрация", но и идеологи власти. В советские времена правители всячески поддерживали существовавшие риторические дискурсы, которые и были частью механизма собственно власти. Власть всегда заботилась о том, чтобы общество имело язык, на котором оно должно разговаривать. Сейчас общество имеет целый ряд культурных языков, языков культурных сообществ.

Раньше в истории оппозицией считалось любое выступление против существующего идеологического языка. Сейчас любой риторический дискурс, идущий от власти (или против нее), будет на утро деконструирован в газетах. Нет смысла употреблять риторику, когда назавтра газеты объяснят, что это все риторика и что за ней скрывалось. Риторика будет легко деконструирована из позиции прагматики, административной игры, из соображений кто и за кем стоит. По факту это означает отстранение правящей группы от претензий на сильную власть, на длительную легитимность. Как у Жванецкого – «я выполню любой его приказ мгновенно. Мгновенно, но как только он докажет, что умнее меня».

Общая тенденция и уникальность российской ситуации

Для русской истории эта ситуация уникальна. Поэтому некоторая растерянность интеллектуалов вполне очевидна: не с чем сравнивать. Структура вроде бы остается той же, но тип отношений между властью и обществом сложился принципиально другой.

В чем тут причина? Разумеется, за прошедшие 15 лет произошли радикальнейшие изменения, за небольшое историческое время легитимность власти, вера в нее несколько раз разрушалась, на развалинах идеологий существует множество различных языков и представлений, никак не соотнесенных друг с другом. Их много. Сильно возросла экономическая самостоятельность населения, народ от власти зависит гораздо меньше, чем раньше.

Что очень важно – власть на протяжении веков транслировала прогресс, власть была интерпретатором прогресса. Сейчас человек не нуждается в такой интерпретации, частично и сам зашел дальше в «прогрессе», чем государство, он более современен. Вдобавок народ не связан обязательствами. В результате общество забегает вперед, а государство отстает. Вряд ли власть этого не понимает, но она связана обязательствами. Она не может принимать какие-то идеи, которые уже возникли в обществе, потому что общество обязательствами не связано, а государство ими связано.

Если уточнить особенности этой "ничейной земли" между государством и обществом, то можно повсеместно, не только в России, обнаружить, что в последние десятилетия область, которая контролируется процессами управления, вытесняет ту область, которая раньше всегда была занята властью. При этом власть раньше должна была как-то риторически взаимодействовать с населением, а теперь его вполне можно "упаковать" и с помощью управления. Целые области мира общественных отношений, которые контролировались властью (верой, ценностями, идеологией), оказываются объектом управления и манипулирования.

Символы правления

Всякое новое правление имеет некоторый знаковый поступок, который потом реализуется на разных уровнях. Это нечто вроде исторических примет, которые можно назвать приметами семиотики и дебюта власти. Как начинает власть? Елизавету Петровну вносят во дворец на плечах гвардейцы. Физическая причина ясна – глубокий снег перед Зимним дворцом. Но, тем не менее, она на плечах своего двора и сидит все царство. Управляют государством Шуваловы, Разумовские и др. Но Екатерина в день переворота сама едет на коне в Петергоф и сама руководит переворотом.

Таких примеров можно привести много, но вспомним, с чего начинается нынешнее правление. Что больше всего поразило и "завело" общество? Конечно, слова "мочить в сортире" – этот факт вполне подтвержден социологами. Строго говоря, это и есть тот дискурс, который был нам предложен в самом начале. Он короток и ясен. На разные лады он подтверждается в разных последующих ситуациях. Зачем долго объяснять ситуацию с Грузией, когда достаточно нескольких слов, адекватных той самой первой фразе? Этот дискурс подтверждает эмансипацию власти от общества: пусть общество занимается своими делами, а власть – своими. Если общество будет выступать против конкретных персон, то будет делаться так, как было объявлено в начале правления.

Однако в подобной рамке власть не должна иметь личного самопроявления. А сейчас она его имеет. Потому что в отсутствие принятой государственной риторики то, что мы называем властью, оказывается с той или иной степенью справедливости обобщения собранием частных лиц.

Недоидеологии

Легко обнаружить, что одним из основных лозунгов Перестройки был "Так дальше жить нельзя". Это было отрицанием того, что существовало. Так и на выборах Зюганов – Ельцин выбиралось от противного.

С другой стороны, определенная позитивная идеология задана, начиная с 1991 года, и она экономическая. Эту жизнь делали экономисты и чиновники. Формула, при которой государство делает свое дело, а другие не должны лезть, оправдана исходя из этих экономических целей, эмансипацию государства от общества оправдывала идеология экономического освобождения. Если все свободны иметь свой экономический интерес, то чем высшие чиновники хуже?

И сейчас все-таки есть процесс навязывания некоторых идейных конструкций со стороны государства. Идет достаточно жесткое промывание мозгов студенческой молодежи. Не случайно именно в студенческой среде вполне насильственным образом создаются организации типа "России молодой".

В книге Алексея Пескова приводится цитата из текста Уварова, где, среди прочего, говорится очень знакомая нам сейчас вещь: мы уже освоили за последние сто лет передовые достижения Запада, и сейчас мы можем и сами разобраться с тем, что хорошо в них и плохо, – без внешних советов. Это тезис сейчас идеологически наследуется, другое дело, что он не доведен до настоящей идеологемы вроде "Православие, самодержавие, народность".

Уваров тогда перехватывал инициативу у того дискурса, который складывался в образованном обществе. И значительная часть этого общества вольно или невольно оказалась апологетами этой официальной государственной идеологии. Уваров не объяснил, например, что такое «народность», и на протяжении всей второй половины 30-х гг. не было номера журнала, в котором не рассуждали бы об этом. Сейчас конструкции «суверенной демократии» тоже обсуждают, но вполне не всерьез, основная риторика государства и президента нарочито неидеологична, «прагматична».

Может ли быть, чтобы не было власти?

Может ли быть, чтобы было только управление? Государство целиком упаковано в административную систему, и этого достаточно, чтобы поддерживать функционирование страны. Вроде бы то, что снизу идет запрос на идеологию и риторику, говорит о том, что этого мало. Возможно, присутствует просто логическая ошибка – в том, что власть должна что-то придумать. В той мере, в которой она существует, она уже все «придумала».

Но за пределами административной прагматики и прагматики крупного бизнеса есть другая экономика и другая жизнь, и жизнь административной системы не сможет быть независимой от нее. Поэтому есть предположение, что большинство потребует свою риторику. В России есть большой контингент населения, который никем не обслужен. На одном политтехнологическом совещании года четыре назад выяснилось, что 70% населения просто просятся, чтобы их взяли в руки, тоскуют по власти, которая не просто пенсии распределяет, а с которой понятно, в чем порядок, в чем правда и как жить.

Основы православия начались не как централизованная инициатива, а как инициатива среднего уровня. Основы ислама вводились тем же образом. При этом общественное мнение всех поставщиков идей в этих направлениях помещает в маргиналы. В такой ситуации надо обсуждать систему табу и запретов или то, с какой скоростью они будут сметаться. Совсем недавно мы видели, как было сметено табу на обсуждение тем национальных и этнических общин в русских городах.

Есть три вопроса, которые обычно стараются объехать: национальный, религиозный и имущественный. Тот, кто научится с ними работать, будет иметь претензию на власть.

Нас ждет следующий шаг упрощения

Ситуация, когда некто угадывает подходящие риторики, в принципе означает упрощение общественной ситуации, она становится менее разнообразной и более определенной. Например, та же уваровская идеологическая формула сузила поле мнений, на основе упрощения объединила в одном разговоре образованный класс.

До того как упростится общество, иногда происходит упрощение некоторых других сфер. США, которые возникли в результате американской революции, были гораздо проще Великобритании, что на долгое время определило и простоту американской культуры. Но эта простота в дальнейшем позволила создать очень эффективное государство.

Если рассматривать не культурные и технологические последствия, а общественные, то очевидно, что наша страна сейчас устроена не так, как США. Резервов для упрощения, конечно, очень много. Посмотрите на российскую милицию, она же очень сложная – слишком много зависит от конкретных «жизненных» обстоятельств, очень сложно понять, когда она будет действовать защищая, а когда нападая. В США в чем заключается простота? Дурак Форест Гамп может быть там успешным человеком, и это правильно.

В Америке не надо быть хитрым и умным, чтобы ориентироваться в системе правил, она ясна. Там есть фундаментальные ценности, которые очевидны. Чем меньше надо помнить условий, тем лучше построена управленческая ситуация. Есть система правил, которая просто действует. У нас сейчас система правил очень сложная, причем она старается быть именно такой. Самый эффективный бизнес строится на неформализуемых вещах.

Причем можно точно заключить, что если в управленческой сфере упрощение не происходит, то оно обязательно должно произойти в идеологической сфере. Обилие не связанных общин, сложность, не формальность правил жизни увеличивает запрос на силу власти и идеологии – управление не справляется.

Как именно сметет образованный класс

В какой области значений, символов и смыслов совершалась революция 1991 года, что водружали на место статуи Дзержинского? Водружали российский триколор. Не государство, а общество объявляло о том, что наступает эпоха национального государства. Более того, был на какой-то момент зафиксирован союз националистов и демократов против СССР.

Тему национализма в современной России очень легко раскрутить. Во-первых, потому что после краха СССР естественным образом в этой сфере должен быть начаться поиск новой картины мира. Кроме того, национализм легко переводим на базовые архетипические модели: свой – чужой, свет – тьма. Когда власть кончается, важнейшим способом организации являются общинные, догосударственные, упрощенные модели.

Образованный класс выиграл после Перестройки потому, что идеологические конструкции рухнули, открылась большая область свободы мышления. Может быть – наибольшая, мало кому в современном мире достается свобода от принципов и ценностей, навязанных вместе с образованием. Но понятно, что свобода не означает еще самого мышления, и за возможностью публикации многих прекрасных книг закрылась возможность общего, большого обсуждения. Если свобода – то она для всех: для книг и про мировые заговоры, и про пришельцев. 

Брезгливость и боязнь нового усиления власти и новой идеологии у образованного класса очевидна. Но эта брезгливость приводит к тому, что национализм и прочие табуированные темы (собственность, религии и пр.) отданы в руки неприятных маргиналов и циников. Власть в России случится вместе с идеологией, простыми ценностями, с нормой, навязываемой через образование (или посредством прямого насилия). Вопрос в том, будет ли это – наша страна.

Резюме обсуждений “Открытого семинара “Полит.ру”

  • О необходимости конфликтов
  • Контроль за ресурсами и спрос на "большие идеи"
  • Борьба за русский национализм
  • Вера в несправедливость мира и экономический рост
  • Третий Рим или второй Суслов?
  • Россия и Запад: трудности перевода
  • “Соотечественники” за рубежом: есть ли Отечество?
  • Преемственность-2008: плановая катастрофа
  • Жилищная программа и социальная революция
  • Государство, олигархи и деньги гражданского общества
  • Коррупция, гражданское общество и Россия сущностей
  • Образование: реформа и трансформация
  • Последняя жизнь административного рынка
  • Реформа армии всерьез
  • Фашисты и нацпроекты
  • Россия-2006: ситуация.

Данный текст содержит следы полемики, дискуссии, различных реплик, но никакая фраза или тезис в нем не могут быть однозначно соотнесены с кем-то из участников или с мнением редакции, если об этом специально не сказано. Отдельные линии, позиции и оппозиции, возможно, найдут отражение в других жанрах и формах нашей работы.

Открытый семинар "Полит.ру"
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).