будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
выборы интернет регионы выборы губернаторов социальные сети
Июль 1, 2025
Страна
Калачев Константин

Кампании в WhatsApp и Viber

Кампании в WhatsApp и Viber
800-600_z57jeKG

Российские власти хотят взять под контроль группы в мессенджерах WhatsApp и Viber, утверждают СМИ. К такому решению, по данным источников СМИ, подтолкнули проблемные выборы глав ряда регионов в сентябре 2018 года: считается, что группы в этих популярных мессенжерах повлияли на их результат.

Действительно, сентябрьские выборы 2018 года в ряде регионов завершились неожиданно: кандидаты от партии власти показали результат, который был значительно ниже необходимого для победы, а кандидаты от оппозиции (как поясняли политологи, во многом на волне протестного голосования, а не в силу собственной известности, харизмы или достижений) набрали много голосов.

Информацию о подобных намерениях Кремля распространил «Проект», ссылаясь на двух источников, близких к Кремлю. Они утверждали, что Администрация президента начинает мониторить группы в WhatsApp и Viber. Как уточняет интернет-издание Znak.com, эти группы (коллективные чаты, в чем-то похожие на Telegram-каналы) у Viber существуют уже некоторое время, а у WhatsApp появились весной 2018 года.

 
Приложение для сообщений WatsApp  / pixabay.com

Эта идея появилась вскоре после того, как были предприняты (достаточно безуспешные с точки зрения ограничения функционала и небезуспешные с точки зрения предоставления желаемой информации на популярных площадках) попытки взять под контроль мессенджер Telegram с его многочисленными политическими каналами. 

О том, может ли активность в таких группах влиять на итоги региональных выборов, а также о том, к какому результату могут привести попытки власти контролировать деятельность этих групп, с «Полит.ру» поговорил Константин Калачев, руководитель «Политической экспертной группы».

 
Константин Калачев

«Насколько большим может быть влияние WhatsApp-группы как канала коммуникации, как объединения единомышленников? Достаточно большим, как оказывает практика. Например, в Якутии второе место после телевидения среди популярных каналов распространения информации занимает именно WhatsApp, а вовсе не традиционные СМИ. И начиная с кампании, где кандидат от оппозиции наступал на пятки тогдашнему главе Якутии Егору Борисову и заканчивая кампанией по выборам мэра Якутска, все кампании Якутска ведутся в WhatsApp.

Оппозиция умело пользуется этим инструментом: собственно говоря, невысокий результат Путина и высокий результат Грудинина в Якутии тоже отчасти связан с WhatsApp. Но надо понимать, что под контроль эти группы взять невозможно, потому что это группы людей, придерживающихся одних или примерно одних взглядов. Это группы людей, объединенных общим интересом, это группы единомышленников. И, собственно говоря, внедрение в эти группы большого эффекта не дает. Другое дело, что можно представить себе попытки популярные мессенджеры «прижать».

WhatsApp-группы (отчасти и группы в Viber, но в меньшей степени) действительно оказались реальным инструментом в предвыборных кампаниях. И, как говорят в Якутии, если закроют WhatsApp,  в Якутии будет революция. Лишать людей чего-то привычного и куда более распространенного, чем тот же Telegram, чревато. Когда Telegram пытались закрыть, он не имел такого распространения, как WhatsApp. И мне даже кажется, что вся эта кампания в большей степени сыграла на рекламу Telegram, чем нанесла ему вред или добилась чего-то еще. А то, что уже укоренилось, как WhatsApp, очень трудно отобрать.

В общем, совершенно ясно, что у власти могут быть определенные проблемы, потому что появляются новые каналы коммуникации, которые заменяют традиционные каналы. Что тут можно делать? Может быть, стоит бороться не с последствиями, а с причинами? То есть с тем, что вызывает недовольство людей? Мне кажется, это куда более простой и эффективный способ решения проблемы – убрать те или иные раздражители. Взять ту же самую Якутию: в конце концов в результате она обрела новое руководство, якуты добились своего.

 
Демонстрация профсоюзов / mskagency.ru

То есть можно, конечно, «бить по хвостам» и бороться с инструментами, с каналами коммуникации. А можно вести борьбу на уровне контента, на уровне идей. Проблема в том, что для того, чтобы как-то влиять на те же самые WhatsApp-группы, нужно людям, властью на то уполномоченным, производить качественный, убедительный, адекватный ожиданиям аудитории контент. А вот с этим как раз возникают проблемы. 

Нужен не спам – если вы посмотрите на деятельность ботов, вы увидите, что они больше раздражения вызывают, нежели кого-то в чем-то переубеждают. Так что вопрос тут упирается в контент, а в еще большей степени это – вопрос политических решений. Политических решений, экономических решений, увлекательной повестки, работы с рисками и угрозами, адекватного ответа на запросы населения. Это вообще вопрос формирования повестки», – сказал Константин Калачев.

Калачев Константин
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).