На этой неделе был опубликован проект конституции Чечни, подготовленный юристами Ахмада Кадырова. Уже прозвучавшие экспертные оценки этого документа отличаются сдержанностью и неопределенностью: проект в основном "списан" с конституций и уставов других регионов РФ, никаких слишком "особых" правовых задумок в себе не несет, и даже, к радости борцов против электоральных привилегий, позволяет выдвигаться в президенты людям, не живущим в Чечне, если только они достигли 30 лет (первоначальный кадыровский проект ругали именно за "ценз оседлости", не позволявший бы выдвигаться московским чеченцам). Слух правозащитников ласкают запрет принудительного труда и тезис о неприкосновенности жилища (кстати, интересно, осознают ли наличие в проекте конституции этого последнего положения армейские и вэвэшные контрактники, которым тоже придется голосовать за проект на референдуме, если в соответствующий день они окажутся на территории Чечни). Одним словом, почти полная тишь и гладь, возмущаемая разве что приятными дискуссиями кавказоведов о том, как власть парламента может соотноситься с властью традиционных для Чечни, хоть и подрастерявших там влияние еще в дудаевские времена, советов старейшин. Иногда кажется, что участники подобных дискуссий - убежденные противники привычки читать книги с конца. Потому как у проекта одна - заключительная - часть, которая от прочих российских уставов и конституций отличает его все же довольно серьезно. Она называется "Раздел второй. Заключительные и переходные положения". Его почему-то пока почти никто не заметил. А между тем из этого раздела следует, что декларированное строительство в Чечне президентской республики "как у людей" может быть задержано на неопределенный срок. Причем задержано на любой стадии своего протекания. Ибо все сроки создания конституционных институтов вводятся меткой формулой "не ранее, чем". Выборы президента - не ранее, чем через полгода после референдума о конституции. Выборы парламента - не ранее, чем через три месяца после президентских выборов. Естественно ожидающаяся антитеза - "но не позднее, чем" - отсутствует. Но и это не все. Согласно переходным положениям, назначенный указом президента России глава Чечни сразу после референдума получает полномочия, аналогичные тем, что закреплены в проекте конституции за президентом. Это означает, что, еще не получив всенародного вотума доверия, Кадыров сможет самостоятельно назначать премьера и членов правительства (на сегодняшний момент такие назначения осуществляет напрямую Владимир Путин). За Кадыровым сохраняется и право назначать и смещать глав местного самоуправления. Более того, эти его назначенцы получат новые перспективы: пока не избран парламент, из мэров городов Чечни и глав администраций ее сельских районов будет сформирован Госсовет, выполняющий большинство парламентских функций. Его срок жизни - не менее девяти месяцев (минимальный срок между референдумом и выборами президента плюс минимальный срок между выборами президента и выборами парламента). "Верхней" границы этого срока опять же нет. Иными словами, проект конституции позволяет победоносно объявить Чечню конституционной республикой и при этом сколь угодно долго оставлять ее без выборных - пусть в военно-полевых условиях, но все же выборных - институтов власти. Чем-то это напоминает анекдот о плавательном бассейне, радость от строительства которого была столь велика, что организаторы даже пообещали когда-нибудь наполнить его водой. Пока бассейн безводный, двигаться над ним можно только по канату. И, судя по разделу второму проекта конституции, федеральный центр готов не только двигаться таким образом, но и застыть на неопределенный срок в позе канатоходца. Что ж, хождение по канату - развлечение, популярное в некоторых частях Северного Кавказа. Но, надо признать, не в Чечне.
версия для печати
Константин Казенин