будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 30, 2025
Страна
Казенин Константин

Канатоходец над Чечней: о самом интересном разделе проекта чеченской конституции

На этой неделе был опубликован проект конституции Чечни, подготовленный юристами Ахмада Кадырова. Уже прозвучавшие экспертные оценки этого документа отличаются сдержанностью и неопределенностью: проект в основном "списан" с конституций и уставов других регионов РФ, никаких слишком "особых" правовых задумок в себе не несет, и даже, к радости борцов против электоральных привилегий, позволяет выдвигаться в президенты людям, не живущим в Чечне, если только они достигли 30 лет (первоначальный кадыровский проект ругали именно за "ценз оседлости", не позволявший бы выдвигаться московским чеченцам). Слух правозащитников ласкают запрет принудительного труда и тезис о неприкосновенности жилища (кстати, интересно, осознают ли наличие в проекте конституции этого последнего положения армейские и вэвэшные контрактники, которым тоже придется голосовать за проект на референдуме, если в соответствующий день они окажутся на территории Чечни). Одним словом, почти полная тишь и гладь, возмущаемая разве что приятными дискуссиями кавказоведов о том, как власть парламента может соотноситься с властью традиционных для Чечни, хоть и подрастерявших там влияние еще в дудаевские времена, советов старейшин. Иногда кажется, что участники подобных дискуссий - убежденные противники привычки читать книги с конца. Потому как у проекта одна - заключительная - часть, которая от прочих российских уставов и конституций отличает его все же довольно серьезно. Она называется "Раздел второй. Заключительные и переходные положения". Его почему-то пока почти никто не заметил. А между тем из этого раздела следует, что декларированное строительство в Чечне президентской республики "как у людей" может быть задержано на неопределенный срок. Причем задержано на любой стадии своего протекания. Ибо все сроки создания конституционных институтов вводятся меткой формулой "не ранее, чем". Выборы президента - не ранее, чем через полгода после референдума о конституции. Выборы парламента - не ранее, чем через три месяца после президентских выборов. Естественно ожидающаяся антитеза - "но не позднее, чем" - отсутствует. Но и это не все. Согласно переходным положениям, назначенный указом президента России глава Чечни сразу после референдума получает полномочия, аналогичные тем, что закреплены в проекте конституции за президентом. Это означает, что, еще не получив всенародного вотума доверия, Кадыров сможет самостоятельно назначать премьера и членов правительства (на сегодняшний момент такие назначения осуществляет напрямую Владимир Путин). За Кадыровым сохраняется и право назначать и смещать глав местного самоуправления. Более того, эти его назначенцы получат новые перспективы: пока не избран парламент, из мэров городов Чечни и глав администраций ее сельских районов будет сформирован Госсовет, выполняющий большинство парламентских функций. Его срок жизни - не менее девяти месяцев (минимальный срок между референдумом и выборами президента плюс минимальный срок между выборами президента и выборами парламента). "Верхней" границы этого срока опять же нет. Иными словами, проект конституции позволяет победоносно объявить Чечню конституционной республикой и при этом сколь угодно долго оставлять ее без выборных - пусть в военно-полевых условиях, но все же выборных - институтов власти. Чем-то это напоминает анекдот о плавательном бассейне, радость от строительства которого была столь велика, что организаторы даже пообещали когда-нибудь наполнить его водой. Пока бассейн безводный, двигаться над ним можно только по канату. И, судя по разделу второму проекта конституции, федеральный центр готов не только двигаться таким образом, но и застыть на неопределенный срок в позе канатоходца. Что ж, хождение по канату - развлечение, популярное в некоторых частях Северного Кавказа. Но, надо признать, не в Чечне.


 версия для печати

Константин Казенин

Казенин Константин
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).