Говорят, однажды Александру Македонскому предложили повоевать с амазонками. Великий полководец подумал-подумал – и отказался. “Если я одержу победу – моя слава не возрастет, если же они победят меня, это будет сплошным позором. Будут говорить, что великого Александра побили женщины” - так излагает его ответ сирийский писатель и ученый XIII века Абуль-Фарадж Бар-Эбрей в “Книге занимательных историй”. Заметим, что даже по меркам того непростого времени амазонки слыли существами малоприятными, так что с точки зрения исторической целесообразности не было бы от войны с ними никакого вреда, кроме пользы – в известном смысле была бы война добра со злом. Но – не пошел.
Политика современной России не похожа на политику империи Александра. Поэтому здесь добро побеждает зло – и даже не кулаками, а уголовным кодексом, по которому семи молодым лимоновцам дают по пяти лет заключения за порчу государева имущества. И дело не в жестокости приговора – могли бы дать и больше; речь скорее о его бессмысленности. Точнее даже – о том смысле, который из него можно извлечь. А он весьма неутешителен для приговоривших – и через них для власти в целом, поскольку предположить, что такие приговоры выносятся именно на уровне конкретного Тверского суда, сложновато. Фактически можно говорить о радикальном изменении имиджа российской радикальной оппозиции в целом.
История Национал-большевистской партии долгое время была историей клоунады с большей или меньшей степенью серьезности. Даже акции в Прибалтике в защиту советских партизан (“оккупантов” в латвийской терминологии) воспринимались, несмотря на судебные процессы, не слишком серьезно: Рига, как ни крути, далеко, а от войны отделяет больше полувека. Первым намеком на то, что “все это может быть не просто так”, стал реальный срок, полученный лидером партии Эдуардом Лимоновым. Тогда, в 2003 году, власти поступили крайне осмотрительно: писателя с не очень внятной, но достаточно экстремистской программой таки посадили, но выпустили, как только стало возможно. Не дав тем самым ореолу мученика засиять в полной мере.
Теперь, по логике вещей, власти должны в этом решении раскаиваться. За отчетный период нацболы (которые без Лимонова, скорее всего бы зачахли) стали гораздо ближе к народу. Напомним: акция, за которую собственно и осуждены семь человек, была протестом против закона о льготных выплатах, который к самим молодым людям отношения практически не имеет – основными его жертвами должны стать пенсионеры. А это уже в известном смысле настоящая политика. Ведь попробуй объясни россиянам, что всенародный любимец Никита Михалков получил сырым яйцом “всего лишь” за дружбу с Нурсултаном Назарбаевым! Не поймут. А монетизация льгот - это уже из области реальной жизни.
При этом нельзя сказать, чтобы программа НБП за последнее время сильно упорядочилась. Но более важным представляется другое: пусть и такие же “бутафорские”, как ранее, действия направлены на постановку гораздо более понятных вопросов. Если раньше партия вызывала у многих отторжение именно своим национализмом (хотя на этом фронте им было далеко до – увы, уже банальных, - скинхедов), то в последние годы в их действиях явно просматривается социальная линия. Так, на повышение тарифов жилищно-коммунального хозяйства нацболы откликнулись едва ли не первыми, хотя и в своей манере - продуктометанием.
Судя по всему, новый подход уже принес результаты. На прошлой неделе, вообще богатой событиями вокруг нацболов, НТВ “стравило” Лимонова с лидером Народной партии Геннадием Гудковым в передаче “К барьеру!” - и по итогам зрительского голосования главный национал-большевик страны получил более 91 тысячи голосов, “народник”, известный специалист по вопросам безопасности, не дотянул до 30 тысяч. И вот что особенно примечательно: нельзя сказать, чтобы Лимонов смотрелся существенно выигрышнее Гудкова. Харизма лидера НБП с холерическим темпераментом и сложно уложенными усами – сильно “на любителя”, а его репутация вряд ли сильно поднимает в глазах простого россиянина. Поэтому можно говорить о победе в словесной дуэли скорее не благодаря, а вопреки этим факторам.
(Было, кстати, ясное впечатление, что и Гудкову очень хочется напомнить об отдельных деталях биографии Лимонова (благо со времени выхода “Эдички” более сильных “аргументов” против ее автора не находится), но нечеловеческим усилием воли он держится. Лейтмотив “народника” и его секундантов был - “во что вы втянули детей?!” Лейтмотив ответа – “не держите совершеннолетних молодых людей за идиотов”. Лимонов: “Если человека в 18 лет можно отправить воевать в Чечню, почему ему нельзя в 18 лет защищать свои убеждения?” Дошло до смешного: заместитель председателя думского комитета по образованию и науке Валентина Иванова спросила у Лимонова, готов ли он “добровольно” отбыть срок вместе со своими товарищами по партии. На это лидеру НБП ничего не оставалось, кроме как напомнить, что “свое он уже отсидел”.)
Сейчас лимоновский карнавал можно считать фактически законченным. В главные распорядители здесь рвется, естественно, государство. Правда, Кремлю хотелось бы еще реквизит сжечь, а актеров отправить “приносить пользу обществу” в массовом порядке, но кажется, что раньше актеры сами сменят специальность. До недавних пор у партии – стараниями того же государства – был один главный герой, собственно Лимонов, которому тюрьма, кажется, была необходима как завершающий штрих биографии. Семеро рядовых членов партии – это уже другое дело. “На выходе” картинка получается вот какой: дети-несмышленыши (большинство ведь, скорее всего, разделяет позицию Гудкова) поигрались с петардами в недозволенном месте, а государство к ним – со всей строгостью закона.
И не только по этому делу: на сей раз карательная машина, похоже, пошла вразнос. Один процесс закончен, второй – по делу о захвате приемной президента – еще продолжается, и печальный его итог, увы, несложно спрогнозировать. Причем здесь обвинения выглядят уже полным абсурдом: нацболы якобы таким образом "пытались захватить власть". Кроме того, под горячую руку попадают люди, вообще не имеющие отношения к НБП. На фоне всего этого в очередной раз берется штурмом штаб НБП, а еще один срок – "всего" полгода – получает лидер красноярского отделения, осмелившийся на своем сайте в Интернете нелицеприятно отозваться о президенте России.
Кроме подтверждения давно известного состоянии нашей судебной системы, напрашивается конкретный вывод: раз с ними так, значит, боятся, раз боятся, значит, это реальная сила. А где начинают массово подозревать реальную силу – там она, как правило, не замедлит появиться.
И еще один момент. Идея “объединения правых с левыми” высказывалась Лимоновым еще в прошлом веке – но тогда оппозиция разных видов могла позволить себе придерживаться жесткой партийной линии (или того, что казалось таковым) и выбирать, с кем дружить. Сегодня, увы, такой роскоши позволить себе никто не может – вопрос “против кого дружите?” оказывается едва ли не главным признаком для объединения, тем более что ответ на него слишком очевиден, а идея блока “всех со всеми” стала общим местом.
Попытки Кремля создать карманную оппозицию (вроде “Родины”) с закономерной регулярностью терпят крах. Зато с помощью свежепродемонстрированных методов он, похоже, в поте лица трудится над созданием оппозиции самой что ни на есть реальной, притом непрерывно радикализирующейся - по мере ужесточения методов борьбы с ней.