Двум российским разведчикам, которые были приговорены в Катаре к пожизненному заключению за убийство лидера чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева, а вчера переданы Москве, придется отбывать наказание – к этому склоняются большинство экспертов. Официальные инстанции и ведомства – такие, как МИД, отказываются от комментариев.
Заведующий кафедрой уголовного права Высшей школы экономики Альфред Жалинский заявил в эфире «Эха Москвы», что россияне все равно продолжают оставаться в смысле наказания под юрисдикцией государства Катар и меру пресечения им могут изменить только катарские власти. Эксперт пояснил, что власти Катара пошли навстречу России в том, что осужденные имеют право отбывать наказание в близкой социо-культурной среде, то есть на родине. «Российская правовая компетенция заключается в осуществлении режима наказания в сроках, предусмотренных приговором катарского суда», - отметил Жалинский. При этом эксперт не исключил, что дальнейшие дипломатические усилия Москвы могут привести к помилованию осужденных россиян, и «катарское государство, монарх этой страны может принять решение о том, чтобы они прекратили отбывание сроков наказания».
За тем, чтобы осужденные в Катаре россияне отбыли в тюрьме положенный срок, будет следить специальная комиссия ООН. Однако условия их содержания будут настолько мягкими, насколько это вообще возможно.
Осужденные в Катаре россияне Анатолий Белашков и Василий Богачев вернулись на родину в четверг в 20.30. В московский международный аэропорт Внуково-2 их доставил самолет ГТК «Россия» – один из тех, что перевозят высших должностных лиц государства. На трапе перед россиянами расстелили ковровую дорожку.
По договоренности, достигнутой между МИД Катара и российской стороной, осужденные будут отбывать заключение на территории России. «Можно только гадать, как была достигнута такая договоренность с Катаром, - сказал изданию «Газета» вице-президент Международного союза адвокатов Николай Клен. - Это больше политический, чем юридический акт - вопрос взаимоотношений России с арабскими странами. Российское государство проявило волю и дипломатию, чтобы наших граждан не приговорили к смертной казни, хотя такая вероятность была. Происшедшее говорит о добрососедских отношениях наших государств. Видимо, была достигнута договоренность, что после вынесения приговора они некоторое время пробудут в Катаре, а затем их отправят на родину». По словам Клена, лично ему неизвестно, где и как Белашков и Богачев будут отбывать в России наказание: «Теоретически любого гражданина России может помиловать президент, однако в данном случае проблема заключается в том, что они были осуждены судом другой страны, и неизвестно, какая договоренность была достигнута с Катаром. Этот вопрос к МИДу. Какие мы дали гарантии? Например, что их не будут освобождать в течение 5, 10, 15 лет».
Зелимхан Яндарбиев, один из главных идеологов чеченских экстремистов и бывшый президент самопровозглашенной Ичкерии, был убит в столице Катара 13 января 2004 года. При взрыве автомобиля получил тяжелые ранения его 13-летний сын Дауд. Яндарбиев жил в Катаре с 2000 года, имел статус беженца без права ведения политической деятельности, но систематически занимался антироссийской агитацией, о чем свидетельствуют многочисленные интервью, данные им в Дохе.
По подозрению в причастности к убийству были арестованы двое россиян. Судебный процесс над ними начался 11 апреля 2004 года, обвинительный приговор был вынесен 30 июня. Процесс был закрытым, а в основу обвинения легла видеозапись признательных показаний Белашкова и Богачева, которые они дали через несколько дней после ареста. Адвокаты неоднократно заявляли, что россияне дали эти показания под пытками, но суд не учел это при вынесении приговора. В результате суд признал обоих россиян виновными по всем пунктам обвинения (убийство, незаконный ввоз оружия и террористическая деятельность) приговорил россиян к пожизненному заключению, что по катарским законам означает 25-летний тюремный срок, который впоследствии может быть сокращен до 10 лет.
Москва неоднократно заявляла, что "ни Россия, ни задержанные в Катаре российские граждане не имеют никакого отношения к покушению на Яндарбиева". Российская сторона подавала апелляционную жалобу на приговор, однако суд Катара ее отклонил. Тем не менее, все это время не прекращались переговоры о возвращении россиян на родину.
Еще летом Москва и Доха договорились, что осужденных россиян перевезут в Москву – ради этого в Катаре была даже принята новая редакция уголовного кодекса, позволяющая передавать заключенных на родину. Уговаривать катарцев в Доху не раз летал секретарь Совбеза РФ Игорь Иванов. Последним препятствием было отсутствие двустороннего соглашения, подробно описывающего процедуру этой передачи. Но полтора месяца назад «Коммерсанту» стало известно, что этот документ все-таки согласован.