Сегодня в России день траура по погибшим в катастрофе авиалайнера А-310 компании «Сибирь» (S7). В Иркутск прибыл самолет из Москвы с родственниками пассажиров рейса 778. Сегодня в иркутском областном морге началась идентификация жертв авиакатастрофы. Предполагается, что процедура займет не один день, а в ряде случаев понадобится генетическая экспертиза.
Трагедия произошла утром в воскресенье, 9 июля. Совершив посадку в иркутском аэропорту, авиалайнер Москва–Иркутск выкатился за пределы скользкой от дождя взлетно-посадочной полосы, на большой скорости снес бетонный забор и врезался в гаражи. Передняя часть самолета был полностью разрушена, там никто не выжил. В задней части лайнера стюардесса смогла разблокировать аварийный люк, люди стали прыгать с четырехметровой высоты на обломки гаражей, ломая руки и ноги. Тем не менее успевшим выпрыгнуть удалось спасти свои жизни – вскоре у самолета взорвались баки с парами топлива и начался сильный пожар.
Всего на борту было 203 человека: 8 членов экипажа, 193 «официальных» пассажира и еще два человека, которые в списках не значились. В самолете была группа детей, которые летели отдыхать на озеро Байкал.
Из 203 человек выжило 73, из них 57 находятся в больницах. Основной диагноз у пострадавших – отравление угарным газом и ожоги. Погибшими признаны 124 пассажира, однако эта цифра не окончательная, судьба нескольких человек до сих пор неизвестна.
Сообщается, что среди пассажиров А-310 значилась Мария Распутина, предположительно – дочь Валентина Распутина. Знаменитый писатель уже принял участие в процедуре опознания.
Кроме того, в авиакатастрофе погиб новый генеральный директор ХК «Спартак» Вадим Мельков.
По факту крушения возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения». Выяснять причины авиакатастрофы будет правительственная комиссия во главе с министром транспорта Игорем Левитиным. Он уже отметил, что А-310 садился в сложных погодных условиях: шел дождь, и взлетно-посадочная полоса была мокрая. Основной версией случившегося считается отказ системы торможения на мокрой полосе. Впрочем, не исключен и так называемый человеческий фактор.
В авиакомпании «Сибирь» уверяют, что А-310 был исправен. По словам руководителя представительства авиакомпании Александра Зюбра, все десять самолетов, эксплуатируемых компанией, своевременно проходили технические проверки и необходимый ремонт.
Пролить свет на причины уже второй за последние три месяца крупной авиакатастрофы позволят «черные ящики» А-310, которые уже найдены. В ближайшее время их, скорее всего, направят на расшифровку в Москву.
Причиной катастрофы А-310 в Иркутске мог стать отказ гидравлической системы тормозов с последующим выходом из строя других систем торможения, сообщил в воскресенье круглосуточный телеканал «Вести» со ссылкой на источник в комиссии, занимающейся расследованием причин катастрофы. Было отмечено, что это – предварительная версия произошедшего. Точная причина катастрофы будет установлена после расшифровки бортовых самописцев и экспертизы основных узлов и агрегатов самолета.
Летчик-испытатель Виталий Жильцов не исключил, что причиной катастрофы А-310 могло стать несрабатывание механизма реверса одного из двигателей. Жильцов пояснил, что механизм реверса используется в самолетах такого типа для снижения скорости при посадке. Теоретически, когда этот механизм отказывает, самолет может быть развернут на полосе.
Герой России летчик-испытатель Магомед Толбоев считает, что причина катастрофы – в старении техники. «Вместо того чтобы покупать наши российские новые самолеты типа Ту-204, покупаются старые самолеты с износом уже 10-15 лет», – сказал Толбоев. Он также назвал вполне вероятной версию с несрабатыванием реверсов двигателей. «Такое впечатление сложилось, что у самолета вообще отказала вся система, отказала гидросистема, а соответственно, и тормоза», – сказал Толбоев. Он также пояснил, что «возникает очень много вопросов, и сейчас однозначного ответа никто дать не сможет».
При этом Толбоев назвал еще несколько причин, по которым происходят катастрофы в российском небе: «Неподготовка летчиков для работы в экстремальных ситуациях, а самая большая причина – то, что мы потеряли советскую школу самолетостроения».
Игорь Левитин сообщил, что авиакомпания «Сибирь», владевшая разбившимся в Иркутске самолетом А-310, готова выплатить по 50 тыс. рублей за каждого погибшего в катастрофе. Кроме того, существует еще страховая выплата в размере 12 тыс. рублей. На захоронение жителей Иркутска из бюджета города будет выделено по 15 тыс. рублей. Родственники также получат возможность бесплатного проезда к месту катастрофы и обратно, доставку груза-200. Пострадавшим будет оплачено лечение.
Между тем утром в понедельник пришло сообщение об инциденте с еще одним аэробусом А-310 компании «Сибирь». Лайнер Анталия–Москва, на борту которого находились 243 пассажира и 8 членов экипажа, вынужден был совершить аварийную посадку в Симферополе. После технического осмотра в турецком аэропорту командир экипажа заметил падение уровня масла в одном из двигателей самолета и принял решение об экстренной посадке. Посадка прошла успешно, никто не пострадал. Когда пассажиры этого рейса будут отправлены в Москву и на каком самолете, пока не сообщается. Авиакомпания «Сибирь» направила в Симферополь бригаду экспертов для технического осмотра самолета.
Сейчас в Москве и Иркутске работает горячая линия. Получить информацию о пострадавших в Иркутске можно по телефону в Москве: код 495, 543-99-44 и 641-10-54. Для звонка в Иркутск необходимо набрать 8, код города: 3952. Телефоны горячей линии: 26-61-59 и 26-61-60.
В Иркутске открыт банковский счет для оказания помощи пострадавшим. Адрес счета:
Получатель - Главное финансовое управление Иркутской области
Р/с 40603810100003000002
(Главное финансовое управление Иркутской области, л/с 20105) в ГРКЦ ГУ банка России по Иркутской области, г. Иркутск
БИК 042520001
ИНН 3800000615
КПП 380801001
ОКАТО 25401000000
Код дохода: 092 3 03 02020 02 0000 180