В расследовании причин катастрофы в московском метро появилась еще одна версия: состав мог сойти с рельсов из-за постороннего предмета на путях, сообщает газета «Коммерсантъ». Это версия была озвучена на совещании под председательством заммэра по градостроительной политике и строительству Марата Хуснуллина. В пользу новой версии говорят обнаруженные экспертами в ходе исследования места крушения поезда многочисленные сколы на бетоне между рельсами. Отмечается, что повреждения бетона начались за 50 метров до места, в котором произошел сход, это и вызвало предположение о том, что аварию спровоцировал посторонний предмет на путях.
«Причина их появления непонятна, но очевидно, что они свежие», — прокомментировал найденные сколы на бетоне гендиректор «Мосинжпроекта», крупной компании в области транспортного строительства, Константин Матвеев. Он добавил, что участок путей, на которых были найдены сколы, составляет 30 метров. Матвеев высказал предположение, что посторонний предмет мог разрушить колесную пару, в результате она разболталась и поезд сошел с рельсов.
По информации «Коммерсанта», маловероятна версия о специально оставленном на путях предмете. По мнению экспертов, наиболее вероятно, что этот предмет - выпавшая деталь пострадавшего или шедшего перед ним состава. Отмечается, что подобные инциденты (выпадение деталей на рельсы) уже происходили в московском метро, но раньше они оставались незамеченными.
Для установления причин и проверки новых версий в рамках возбужденного уголовного дела были назначены экспертизы, на основании их результатов будут установлены виновные в катастрофе должностные лица. Главными виновниками трагедии на данный момент считаются старший дорожный мастер службы пути московского метрополитена Валерий Башкатов и его помощник Юрий Гордов. Если придерживаться пока основной версии о несоответствующем обслуживании стрелочного перевода, то получается, что именно они нарушили технологию установки стрелки, что и стало причиной катастрофы.
Напомним, что вскоре после катастрофы Башкатов и Гордов были задержаны по подозрению в нарушении требований транспортной безопасности. «Сами работы были проведены ненадлежащим образом: стрелочный механизм был зафиксирован обычной 3-миллиметровой проволокой, которая порвалась», — говорится в сообщении пресс-службы Следственного комитета. С конца мая 2014 года на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» велись работы по укладке стрелочного перевода к строящемуся участку Калининско-Солнцевской ветки. По словам очевидцев, сход поезда произошел именно на участке расхождения путей.
По версии следствия, стрелка, закрепленная обыкновенной проволокой, а не специальным устройством, из-за сильной вибрации в тоннеле изменила свое положение. В итоге первый вагон поезда на высокой скорости врезался в стену между двумя тоннелями, а за ним еще два сошли с рельсов.
Пока в числе подозреваемых только те, кто имел непосредственное отношение к проведению работ, которые, по версии следствия, стали причиной аварии, но скоро виноватых в проиcшедшем будут выявлять на всех уровнях. «Однако, что можно с уверенностью сказать уже сейчас, - круг подозреваемых по этому уголовному делу будет, конечно же, расширяться. Во-первых, потому что и у Башкатова, и у Гордова есть непосредственные руководители, есть и соответствующие контролирующие службы, которые отвечают за транспортную безопасность. Поэтому, еще раз повторяю, можно с уверенностью сказать, что к уголовной ответственности будут привлечены все, кто имел отношение к этой трагедии, невзирая на чины, невзирая на их былые заслуги», - заявил Владимир Маркин в сообщении, опубликованном на официальном сайте СКР.
Президент России Владимир Путин выразил соболезнования родственникам погибших в этой катастрофе и попросил оставить право делать выводы о виновных в случившемся за следствием: «Ответственность всегда персонифицирована… Следствие должно изобличить конкретных виновных и привлечь к ответственности», - сказал Владимир Путин. «Здесь должна быть профессиональная работа и выводы, конечно, соответствующих структур, которые отвечают за эту работу, имея в виду организацию и контроль», - добавил президент.
Напомним, что утром 15 июля, примерно в 8:35, на перегоне между станциями «Славянский бульвар» и «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии состав, двигавшийся из центра в сторону области, начал резко тормозить. С рельсов сошли три вагона электропоезда, один из которых на полном ходу развернуло; он врезался в стену тоннеля. В катастрофе погибли 23 человека, в том числе шестеро иностранцев, граждане Китая, Таджикистана, Киргизии и Молдавии, еще более ста человек до сих пор остаются в больницах.
По последним данным, движение по поврежденному участку тоннеля планируется восстановить к 18 июля, если все пойдет по графику. «Мы полагаем, в пятницу утром движение будет восстановлено. Но в этой ситуации могут быть любые непредсказуемые моменты, которые могут и задержать, и ускорить наши работы», — заявил Петр Бирюков, заместитель мэра Москвы.
К настоящему времени спасатели уже разобрали два из трех вагонов, сошедших с рельсов. Вырезанные куски вагонов вывозятся с места ЧП на электродрезинах. Вместе с вагонами с места происшествия была изъята и та самая путевая стрелка, из-за которой, по основной версии следствия, и произошел сход электропоезда. Координируют работы по ликвидации последствий аварии сразу два оперативных штаба, один из них возглавляют представители МЧС, а второй - руководство мэрии.