В четверг в Москву прибыл с визитом госсекретарь США Джон Керри. Одной из главных задач этого визита было обсуждение сделки о военном сотрудничестве между Россией и США в борьбе с террористическими группировками, действующими на территории Сирии.
Washington Post, которая внимательно мониторит взаимодействие Керри с Кремлем, пишет, что он повез в Россию предложение по координации российско-американских антитеррористических операций в Сирии. Этот визит представляет собой новую попытку администрации американского президента спасти разрушающееся перемирие в Сирии и восстановить процесс мирных переговоров между участниками гражданской войны.
Это уже третий визит Керри в Москву за последние 12 месяцев, оговаривает WP, и госдепартамент США выражал скепсис по поводу того, что новая встреча увенчается успехом. Со стороны ООН, в свою очередь, наоборот, были высказывания, выражающие умеренный оптимизм и надежду на то, что сотрудничество между Россией и США в борьбе против террористов будет способствовать урегулированию конфликта в Сирии.
Специфика нынешнего предложения Керри, оговаривают авторы, в том, что США согласны включить в число своих мишеней террористическую группировку «Фронт ан-Нусра» (подразделение «Аль-Каиды») наряду с «Исламским государством» (террористические организации, запрещены в РФ). ИГ вовлечено в противостояние с режимом сирийского президента Башара Асада лишь косвенно. «Фронт ан-Нусра», наоборот, энергично участвует в конфликте именно с государством. Прежде США отказывались атаковать группировки, противостоящие Асаду, в то время как Россия уже давно включила их в число террористов, на которых не распространяются условия мирного соглашения.
NY Times пишет о том, что даже если соглашение о сотрудничестве будет достигнуто, для реализации этого сотрудничества нужно проделать много работы. Прежде всего, это работа по разграничению действующих в Сирии группировок на террористические и те, которых не следует считать террористами.
Также авторы отмечают, что среди американских экспертов перспектива соглашения о сотрудничестве вызывает смешанные чувства. Некоторые, например, боятся, что из-за обязательств по сотрудничеству с Россией США окажутся причастными к атакам на противников режима Асада. Другие считают, что кооперация между Россией и США в Сирии – это гарантия того, что нынешний сирийский режим останется у власти и далее. Есть также те, которые беспокоятся, что любое формальное сотрудничество США с Россией может быть истолковано как смягчение конфронтации между Вашингтоном и Москвой, а это противоречит задаче изолировать Москву по итогам украинского кризиса.
Wall Street Journal пишет, что американская сторона сильно сомневается в успешности проекта по поддержанию перемирия и переговоров в условиях грядущей смены президента США. Кроме того, есть нерешенные проблемы на местах. С одной стороны, это то, что режим Асада нарушает условия перемирия. С другой стороны, «Фронт ан-Нусра» занял выгодную «смешанную» позицию, будучи одновременно террористической и оппозиционной группировкой. Есть надежда, что на Асада может повлиять Россия, но вплоть до настоящего момента ее успехи в этом были не очень убедительными, отмечается в WSJ.