Багамы взялись за экс-главу Банка Москвы Андрея Бородина. Об этом сообщил некий близкий к российскому следствию источник РИА «Новости». Если информация подтвердится, то это окажется далеко не первым расследованием схем, по которым Бородин распоряжался своими или, по версии российских следователей, чужими деньгами. Ранее на этот же счет российские следователи возбудили «компетентные органы» Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Латвии и Эстонии. И всюду речь идет об аресте счетов бывшего банкира и прочих неприятностях, вплоть до обвинений в отмывании средств. О чем не преминули сообщить.
Сами российские «компетентные органы» тоже возбудились, разумеется, да до такой степени, что арестовали не только земельные участки с недостроенными зданиями, но даже «Роллс-Ройс» и «Мерседес» экс-главы Банка Москвы. Речь идет не о семечках, сумма замороженных только в Швейцарии и Бенилюксе активов - порядка 400 миллионов долларов. Так что все выглядит очень внушительно.
Правда, есть несколько нюансов. Первый: об успешной работе с зарубежными коллегами отчитывается едва ли не исключительно полиция. Сам Бородин хранит молчание, его адвокаты, кажется, узнают новости из СМИ и пытаются придать делу политический окрас. Так, адвокат Бородина Владимир Краснов связал арест его имущества с показом фильма «Анатомия протеста-2», где Бородин назывался в качестве потенциальных спонсоров «русской революции» и якобы даже обещал не только вложиться в нее сам, но и подтянуть других инвесторов. Своих средств Бородин обещал, по словам человека, «похожего на Гиви Таргамадзе» (сам Таргамадзе отрицает факт таких переговоров), 50 миллионов долларов, и еще 150 - от других лондонских сидельцев.
Рассуждение примитивное, но привлекательное, из какой позиции ни посмотри: фейк или не фейк, а российские власти могли обеспокоиться и попытаться лишить потенциального спонсора оппозиции средств для подобной помощи. Тем более, что средства в Швейцарии в Россию, по данным «Коммерсанта», скорее всего не вернутся, ведь по местному законодательству они отойдут самой Швейцарии (там, по данным российского МВД, у него арестовано средств больше всего), как пострадавшей от отмывания денег стране. Такая обеспокоенность, что даже возврат денег не интересует — красивая же теория.
Сложнее ситуация выглядит, если вспомнить, что с момента показа «Анатомии» до сообщений МВД об арестах средств прошло всего две недели. Такие вещи быстро не решаются, впервые об аресте средств Бородина в Швейцарии российские следователи сообщали еще в мае 2012 (представители Бородина информацию опровергли), были еще какие-то запросы в иностранные следственные органы в августе, безо всякой прямой связи с «Анатомией протеста».
Ранее Бородин связывал активизацию своего уголовного дела (заведено оно было сразу после отставки мэра Москвы Юрия Лужкова в 2010 году) со своими откровениями газете «Ведомости», где он почти прямо обвинил бывшего президента Дмитрия Медведева в создании некой крупной бизнес-структуры в его интересах под формальным контролем нескольких близких Медведеву бизнесменов. Интерпретация интереснее, но тоже — поди проверь.
причем ровно в тот момент, когда новые власти Москвы и госбанк БТВ нацелились на приобретение банка. Наверняка на Бородина и впрямь кто-то серьезный обиделся (Медведев, ФСБ или кто-то еще — не так уж важно) и решил его наказать по полной. Он ведь продал бизнес, через посредника, но без особых проблем, довольно оперативно. А теперь у него пытаются отнять и то, что он за это получил.
Что интересно: Бородин, все время устраивавший всех и вся, в одночасье оказался «несистемным олигархом», на манер самых главных лондонских и израильских сидельцев. И даже в конспирологическом поле госпропаганды его образ вдруг обрел те же черты, что у Бориса Березовского. И все покатилось по тому же сценарию с заочными приговорами, международным розыском и попытками силовиков дотянуться до зарубежной собственности.
При этом мало что напоминает в нем БАБа — всесильного некогда махинатора федерального уровня, рискнувшего бросить вызов молодому президенту Путину. Он-то никому особо вызовов не бросал, если не принимать на веру мутные утверждения продукции федеральных телеканалов.
Биографическая справка
Андрей Фридрихович Бородин
Родился 24 мая 1967 года в г. Москве.
В 1991 г. окончил Московский финансовый институт по специальности «Международная экономика и финансы».
В 1985—1987 годах служил в погранвойсках СССР, на ОКПП «Выборг» (город Выборг). С 1991 по 1993 год работал в Германии в «Dresdner Bank AG».
В 1994 году был назначен советником мэра и правительства Москвы по финансовым и экономическим вопросам.
В 1995 году стал одним из основателей и президентом Банка Москвы, является также его совладельцем.
С 1997 года — председатель Совета директоров ЗАО Инвестиционная Компания «Тройка Диалог».
С 2000 года одновременно председатель совета директоров ОАО «Московская страховая компания». Председатель координационного совета руководителей объединений промышленников и предпринимателей Центрального федерального округа, член совета Московского банковского союза.
По итогам 2010 года занял 95 место в списке журнала Forbes «Богатейшие бизнесмены России - 2011» с состоянием в 1 млрд. долларов США
12 апреля 2011 года решением Тверского суда Москвы отстранен от должности президента Банка Москвы на время следствия по делу о злоупотреблении должностными полномочиями со средствами из городского бюджета на 12,76 млрд. рублей, которые Банк Москвы выдал «Премьер-Эстейт».
4 мая 2011 года Бородин был объявлен в международный розыск.
В феврале 2012 года Бородину и его коллеге Дмитрию Акулинину предъявлено обвинение в хищении более 6,7 млрд рублей, которые были перечислены «Банком Москвы» на счета подконтрольных им оффшоров и не возвращены обратно. Бородин — из тех бизнесменов, что в своей массе появились в начале 90-х. Молодые, борзые амбициозные, вундеркинды нового капитализма, названного недоброжелателями бандитским. Когда сегодня говорят, что Бородин возглавил крупнейший банк в совсем юном возрасте и без каких бы то ни было заслуг — это пропагандистская и не совсем справедливая трактовка. Ему тогда было уже под 30, и год до этого он отработал советником мэра по финансовым вопросам. И это тоже неслучайно, ведь до этого два года Бородин трудился в Dresdner Bank в Германии. Так что, хоть молодой человек пришел и не с улицы и получил доступ к немаленьким ресурсам столичного правительства еще до тридцатилетия, совсем уж неопытным юнцом его вряд ли стоит называть.
Примерно столько же было Дмитрию Медведеву, когда он стал соучредителем «Илим-Палпа» и держателем 20 процентов акций фирмы. В 27-28 лет Михаил Ходорковский был уже главой одного из крупнейших на тот момент коммерческих банков - «Менатэпа». Его коллега по «олигархическому цеху» Михаил Фридман в 27 лет стал главой совета директоров «Альфа-банка». В 27 лет Михаил Прохоров был уже предправления банка МФК, а к 28-ми — предправления ОНЭКСИМа.
Проблема Бородина сегодня не в том, что он плох или хорош на своем посту или воровал он или не воровал (все примерно так делали, отличия в деталях).
По одной из версий, он произвел на Лужкова впечатление во время знакомства тем, что смог посчитать, сколько стоит доля московского правительства в «Макдональдсе», которую мэрия решила продать. Фактически он был финдиректором Лужкова. Ну или управляющим средствами мэрии.
Но при этом за пределами «лужковского режима» он никаких особых отношений не выстраивал, в отличие от других коллег по финансово-промышленному олигархическому цеху. И как только режим Лужкова перестал существовать, перестал существовать и Бородин в качестве бизнесмена.