Новость об избиении известного журналиста Олега Кашина стала настоящим потрясением для работников СМИ. Кто и за что — над этими вопросами уже два дня ломают головы коллеги Кашина, стоя у здания ГУВД. «Я знаю, что Олег не готовил никаких сенсационных статей. Он, в общем-то, в принципе не занимался расследованиями», — недоумевает Андрей Лошак. Но факт остается фактом: в ночь на 6 ноября на Кашина у подъезда его дома напали двое неизвестных. Один из них, с букетом цветов в руках, одновременно с журналистом подошел к калитке, ведущей во двор, и первый нанес ему удар в лицо. Тут же подоспел и второй. На видео с камер наблюдения, размещенном на сайте Life News, видно, что Кашина избивали не кулаками, а предметом, похожим на кусок арматуры.
В минувшие выходные федеральные каналы начинали новостные выпуски с избиения известного журналиста газеты «Коммерсант». Канал «Россия 1» рассказывал телезрителям о переломах обеих рук и ног, а также о том, что пальцы журналиста были буквально «оторваны». Работникам СМИ, пришедшим к зданию ГУВД, жена Кашина, Евгения Милова, сообщила, что на самом деле ситуация обстоит иначе. Вопреки сообщениям об искусственной коме, выяснилось, что журналист находится в медикаментозном сне. А это все-таки разные вещи.
Идея устроить пикет у здания ГУВД по Москве изначально пришла в голову лидеру «Молодежного Яблока» Кириллу Гончарову и блогеру Виталию Шушкевичу. Уже в 10 утра они стояли на Петровке, 38. Вскоре начали подходить и другие гражданские активисты, а также представители СМИ. Начались дежурства. Милиционеры, для которых пикет стал неожиданностью, вышли посмотреть и разобраться, что происходит. Однако одиночное пикетирование не требует уведомления властей и собравшиеся не давали повода себя задержать. 7 ноября к прессе вышла одна из сотрудниц Управления информации ГУВД Москвы Светлана Серкина. «Я не удивлена, что вы тут. Еще бы, такой резонанс. Вы молодцы», — похвалила она журналистов. В ответ кто-то из присутствующих процедил сквозь зубы: «Мы-то молодцы. А вы?». На пикет заглянул даже сам Виктор Бирюков, начальник Управления информации и общественных связей ГУВД Москвы. «Вы тут и я тут», — прояснил он ситуацию. Подержать плакат он, впрочем, отказался. «Я не могу», — вновь дал он исчерпывающий ответ. Дежурившие рядом с журналистами милиционеры каждые 40 минут отчитывались по рации перед начальством: «Да нет, тут все в порядке. Просто стоят, да». При этом они не забывали фиксировать на камеру лица присутствующих.
Как рассказал журналист «Газеты.ру» и член движения «Солидарность» Александр Артемьев, «Солидарность» приняла заявление, с требованием временно отстранить от должности мэра Химок Стрельченко, главу Росмолодежи Якеменко, первого замглавы кремлевской администрации Суркова и псковского губернатора Турчака. «Есть мнение, которое разделяют многие мои коллеги, что эти люди могут быть причастны к нападению на Олега Кашина», — сказал Артемьев. Со всеми этими политическими деятелями Кашин так или иначе вступал в конфронтацию. Он публиковал статьи о противостоянии экологов и властей; брал интервью у одного из организаторов нападения на администрацию в Химках. Кашин активно вел блоги на различных сайтах и, пожалуй, не раз проходился по прокремлевским молодежным организациям. На сайте «Молодой гвардии» в начале августа появился баннер, обещавший, что «Кашин будет наказан». Баннер, кстати, впоследствии был удален, но у многих пользователей интернета сохранились скриншоты. Версия о причастности губернатора Псковской области Андрея Турчака пользуется самой большой популярностью среди блогеров и журналистов. Дело в том, что минувшим летом губернатора очень обидело высказывание Кашина о его некомпетентности в работе. «Молодой человек, у вас есть 24 часа, чтобы извиниться. Вы можете сделать это здесь в ветке или отдельным постом. Время пошло», — известил журналиста Турчак. Однако никакого извинения не последовало, а конфликт, казалось, уладился — псковский губернатор пригласил Кашина приехать в Псков, Кашин пообещал, что приедет осенью.
«Олегу по крайне мере дважды звонили от Турчака, и говорили примерно следующее: „Ты совершил свою самую главную ошибку в жизни, ты за это поплатишься. Все поутихнет и ты умоешься кровью“», — рассказал друг журналиста, Сергей Смирнов, координатор движения ФАР. В этот же день Смирнова и его жену Анастасию Кривошанову вызвали на допрос.
Солидаризовавшиеся журналисты в течении двух дней приносили друг другу горячий кофе и делились перчатками с коллегами. Время от времени из больницы звонила Милова и рассказывала о состоянии здоровья мужа, которому сделали операцию.
«Если сравнивать избиение Кашина с убийством Политковской, произошедшим четыре года назад, народная сознательность вышла на новый уровень. Это очень позитивный факт», — отметил журналист-фрилансер Александр Востров. «Я держал плакат с одной стороны из-за профессиональной солидарности, с другой стороны из-за общечеловеческой. Когда тебя бьют по голове потому что ты журналист, а не потому что ты украл деньги или увел чужую жену, это страшно», — сказал он.
Матвей Крылов, сторонник «Другой России» уверен, что виновные обязательно будут наказаны. «В реальности, все зависит только от нас — хорошо, чтобы после каждого подобного нападения собирались такие толпы людей, — сказал активист. — Что касается гондонов, которые это сделали, они в любом случае ответят. В крайнем случае, мы должны будем потребовать вершить самосуд. На такие вещи нельзя закрывать глаза, сегодня избили Кашина, а завтра любого из нас могут подкараулить у подъезда».
Мимо пикетирующих проезжают автомобили. Некоторые из водителей одобрительно сигналят. То и дело прохожие обращаются к журналистам, чтобы те объяснили им, почему они тут стоят и кто такой Олег Кашин. «Вчера в Краснодаре целую семью зарезали, что же вы по этому поводу не пикетируете?», — негодует пожилой мужчина и, не останавливаясь, пробегает мимо. «Хорошо, что вы тут. Продолжайте так же. Не дело это, журналистов бить», — говорит пожилая женщина. Молодая девушка уверенной походкой, с широкой улыбкой на лице, подошла к держащему в руках плакат журналисту и крепко пожала ему руку.
Представители почти каждого российского СМИ посетили пикет в поддержку избитого журналиста. Под обращением к президенту Дмитрию Медведеву было собрано около тысячи подписей. На пикет приезжали редакторы крупных российских изданий, а так же известные общественные деятели, в том числе первый заместитель главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Владимир Варфоломеев и его непосредственный начальник Алексей Венедиктов, главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, член Общественной палаты Марат Гельман. Каждый из них подписался под обращением к президенту. Приехал даже «химкинской заложник» Максим Солопов, который собирался воздержаться на некоторое время от акций протеста.
«Это ситуация, на которую невозможно не отреагировать. Для меня это история напоминает убийства моих знакомых, в том числе Станислава Маркелова», — отметил Солопов. По его словам, подробности избиения напоминают почерк ультра-правых футбольных хулиганов. «Арматура, спрятанная в цветочный букет — это старая школа уличного насилия», — отмечает антифашист.
То, с какой жестокостью избивали Олега Кашина, по мнению многих, напоминает методы усмирения журналистов и гражданских активистов в Химках. За сутки до нападения на сотрудника «Коммерсанта», в Химках проломили голову экозащитнику Константину Фетисову. А два года назад избили редактора «Химкинской правды» Михаила Бекетова. Он до сих пор не может говорить и самостоятельно передвигаться. «Ингушетия пришла в Химки, Химки пришли в Москву», — саркастично отметил кто-то в толпе прессы. Гражданские активисты призвали на время расследования избиения Фетисова и Кашина отстранить от обязанностей главу административного округа Химки и руководителей местных правоохранительных органов.
Журналист Андрей Лошак считает, что была совершена попытка уничтожить не самого Кашина, а гражданское общество и независимую журналистику вообще. «Это всем нам знак, чтобы мы сидели ниже травы», — отметил Лошак в разговоре с корреспондентом «Полит.ру». Он напомнил, что практически все убийства работников СМИ остались нераскрытыми, а это указывает на то, что заказчиками были люди, наделенные властью. «До тех пор, пока власть будет покрывать своих, нас будут избивать и калечить», — считает Лошак.
Друг Олега Кашина, корреспондент «Русского репортера» Илья Азар заявил, что возможно группой журналистов будет выпущена газета, в которой будет подробнее рассказано о том, что произошло с Кашиным. Пикеты у здания ГУВД продолжатся, судя по всему, до конца недели. Вероятно, уже в понедельник Кашин будет выведен из медикаментозного сна, однако его состояние продолжает оставаться стабильно тяжелым.