Понятие «Химкинский лес» стало уже нарицательным. Последние годы проблема новой трассы Москва – Санкт-Петербург, которая должна разрезать территорию Химкинского лесопарка на две части на пути от МКАД к аэропорту Шереметьево, будоражит умы жителей Москвы и Подмосковья. Страсти то накаляются, то затихают. С проблемой Химкинского леса связывают покушение на жизнь журналиста Бекетова в 2008, скандальную избирательную кампанию 2009 в Химках, многочисленные столкновения между жителями и властями. С обеих сторон в конфликт втягиваются все новые и новые стороны. Сначала речь шла о конфликте между властями Подмосковья и Минтрансом, с одной стороны, и жителями Городского округа Химки и севера Москвы – с другой. На сегодня в конфликт уже втянуты такие силы, как премьер Путин, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, московские властные структуры, Гринпис, Европарламент, Европейская партия зеленых, десятки экологических организаций в России и за ее пределами. Как же получилось, что, казалось бы, локальный конфликт не только не разрешен за прошедшие годы, но напротив – перерос в федеральную проблему и сегодня выходит на международный уровень?
2. За закрытыми дверями
Идея строительства новой магистрали, которая свяжет две российские столицы, была озвучена в Минтрансе еще в 2004 году. Уже тогда появился документ, в котором была намечена схема прохождения будущей трассы и заложены все «мины», которые начали «взрываться» позже. Проходя по территории Москвы в общем транспортном коридоре с Октябрьской железной дорогой, после пересечения с МКАД трасса вдруг резко сворачивает к северо-востоку, проходя посередине территории Химкинского лесопарка. Отклонившись до такой степени, что дорога приближается вплотную к Международному аэропорту Шереметьево, она затем возвращается к прямому направлению – к той же Октябрьской железной дороге. Получившаяся «петля» имеет существенно больший радиус, чем потребовалось бы просто для обхода города Химки. Именно такое решение приводит к тому, что территория Химкинского лесопарка (и без того «вытянутого» в сторону Шереметьева) оказывается рассеченной пополам, что, по оценкам экологов, приводит к гибели его уникальной для ближнего Подмосковья экосистемы (столетние дубравы, лоси, кабаны, множество птиц). Более того, жертвой такого решения оказывается планируемая особо охраняемая природная территория – мезотрофное клюквенное болото на территории Химкинского леса, а также пойма реки Клязьмы – которая сохранила свое первозданное состояние именно на этом участке.
Возможные альтернативы такому решению есть, но вряд ли были рассмотрены серьезно. Вообще, закрытость является, пожалуй, наиболее характерной чертой данного проекта. Формально данный вариант был выбран из трех, так или иначе затрагивающих территорию лесопарка, в 2006 году решением мэра Химок Стрельченко. Даже из этих трех вариантов данный был худшим по условиям влияния на экосистему. Это было сделано до проведения «общественных слушаний» по трассе, которые выродились, таким образом, в пустую формальность. В последующих ответах Минтранса на запросы местных жителей упоминаются и другие альтернативы, включая прокладку эстакады над существующим Ленинградским шоссе, тоннель под лесом и т.п. Однако никаких конкретных выкладок за или против того или иного варианта не проводилось. Наиболее очевидный вариант – прокладка в общем транспортном коридоре с Октябрьской железной дорогой, как это планируется в Москве, – даже не упоминается. Таким образом, мы вряд ли ошибемся, утверждая, что прокладка трассы посередине леса была запланирована изначально, на уровне недокументированных «кулуарных» решений.
На этой стадии какая-либо реакция жителей Москвы и Подмосковья отсутствовала по той простой причине, что информация была известна лишь немногим посвященным. Вряд ли многие из нас начинают день с просмотра презентаций, выложенных на сайте Минтранса. Что же касается «публичных слушаний» – то на уровне местных властей здесь было сделано все возможное для сокрытия информации: объявление было напечатано петитом в местной газете рядом с объявлениями об услугах гадалки; в тексте даже не упоминались Химкинский лесопарк и трасса Москва-Петербург! Тем не менее, система государственной лесной охраны, хоть и изрядно потрепанная в 90-е годы, еще существовала. Ее реакция на проект была быстрой и негативной. Руководитель Красногорского спецлесхоза (к которому тогда относился Химкинский лесопарк) г-н Алимусаев даже отказался подписывать акт предварительного выбора участка для строительства. А начальник Московского управления лесами г-жа Кузнецова отказала в согласовании проекта буквально в следующих выражениях: «Трассировка автомагистрали выполнена с максимальным использованием земель лесного фонда. /…/ Реализация проекта по данному выбору трассы нанесет ущерб лесному фонду в крупном размере не только в результате разрубки широкой просеки, но и разделит лесной массив на части, что повлечет за собой расстройство и деградацию лесонасаждений по обе стороны автомагистрали. /…/. Анализ выбранной по лесному массиву автотрассы свидетельствует о том, что авторы планировочного решения даже не предприняли попыток максимального сокращения предполагаемого ущерба лесопарку. Учитывая изложенное, Управление категорически возражает в согласовании данного выбора трассы».
Но на дворе уже стоял 2006 год. Последовавший вскоре (и подозрительно «кстати») фактический разгром системы государственной лесной охраны в связи с принятием нового Лесного кодекса и передачей охраны лесов в функции Минсельхоза сделал лесников намного сговорчивее.
Тот факт, что, несмотря на наличие столь серьезных возражений, был взят курс на реализацию варианта по центру лесопарка, говорит о наличии серьезных финансовых интересов, стоящих именно за таким вариантом. Каковы же эти интересы?
Во-первых, это интересы Минтранса и формирующейся в его недрах «некоммерческой организации» под названием Госкомпания «Автодор», совмещающей в себе возможности госоргана и хозяйствующего субъекта. Проект планируется реализовывать в качестве первого масштабного начинания государственно-частного партнерства с участием западных инвесторов – ЕБРР и ЕИБ. В качестве промежуточного звена предполагается «Северо-Западная инвестиционная компания», за которой стоят французские фирмы Vinci и Eurovia, с большим опытом привлечения евроинвестиций. Планируется, что в будущем построенная дорога перейдет под контроль ГК «Автодор» – хотя финансовое участие Российской стороны достаточно скромное (не более трети расходов, вероятный участник – ВТБ). Использование лесных территорий (противоречащее закону, но возможное в силу известных российских реалий) является, де-факто, скрытым вкладом в проект со стороны «Автодора». Действительно, использование лесных территорий позволяет отказаться от применения сколько-нибудь сложных технических решений (тоннели, эстакады), максимально упрощает и удешевляет проект. Кроме того, использование лесной территории позволяет избежать урегулирования многочисленных имущественных споров с владельцами земельных участков, оказавшихся на пути магистрали. Проект федеральный, лес тоже – так что одного «согласования» на самом верху должно было быть, как вероятно считали авторы такого решения, достаточно. В документах, опубликованных еще до того, как разгорелся скандал вокруг Химкинского леса, транспортники восхищались тем, как «ювелирно» трасса обходит любые строения и объекты. Отметим, что к числу таких объектов относится, например, Химкинский полигон ТБО – гора мусора высотой с семиэтажный дом на левом берегу канала им. Москвы. Необходимость рекультивации полигона ТБО привела бы к существенному удорожанию проекта. А тот факт, что, «ювелирно» обходя полигон, трасса уничтожит зеленую зону шириной несколько сотен метров, которая на сегодня служит единственной защитой жителей прилегающих многоэтажных домов от этой чудовищной свалки, – стал достоянием общественности далеко не сразу.
Во-вторых, выбранное расположение трассы открывает максимальный простор для коммерческого «освоения» лесных территорий по обе стороны от трассы структурами, близкими подмосковным властям.Вероятно, это является главным фактором, обеспечивающим трогательное единодушие транспортников и подмосковных властей во всех вопросах, связанных с магистралью. Понятно, что потенциальный доход от эксплуатации земельных участков, примыкающих к шоссе, связывающему две столицы, а также международный аэропорт, может многократно превысить доход от эксплуатации шоссе самого по себе. Такое использование, разумеется, незаконно; тем не менее, незаконный захват лесных земель – пожалуй, самое распространенное в Московской области преступление в области земельных прав. Изначально об этом говорилось практически открыто – возможный доход от придорожной инфраструктуры подавался транспортниками как один из путей повышения инвестиционной привлекательности проекта. А губернатор МО г-н Громов в своем Постановлении Правительства МО №358/16 зарезервировал практически всю территорию лесопарка под размещение «объектов капитального строительства и транспортной инфраструктуры». И хотя впоследствии под давлением общественности данное распоряжение было отменено – подмосковные власти не оставили своих планов. Об этом свидетельствует, например, схема территориального планирования Главного управления архитектуры и градостроительства МО. В соответствии с этими планами Химкинский лес по-прежнему представлен как «зона концентрации градостроительной активности».
В-третьих, существуют интересы группировки, контролирующей аэропорт «Шереметьево». Понятно, что максимальное приближение трассы к аэропорту выгодно последнему, поскольку избавляет от необходимости организации дополнительного подъездного пути. В целом такое решение сомнительно, т.к. приводит к удлинению маршрута, проходимого основным транзитным потоком. Однако, если учесть тот факт, что нынешний Министр транспорта г-н Левитин занимает ключевые посты в руководстве аэропорта Шереметьево и базирующегося там «Аэрофлота», – способность транспортников занимать объективную позицию вызывает серьезные сомнения.
3. Битва за Химкинский лес – первая фаза.
Таким образом, лоббистами проекта движут вполне серьезные коммерческие интересы. Кто и почему им противостоит? Проще всего понять местных жителей. Химки – загрязненный промышленный регион, на его территории находятся такие «киты» оборонки, как «Энергомаш» и «Факел». Про полигон ТБО мы уже говорили. Плюс к тому – существующее Ленинградское шоссе и МКАД. «Точечная застройка» лишает жителей большинства зеленых зон внутри города – поэтому Химкинский лесопарк становится, по сути, единственным местом, где сохраняется естественная среда. Для пенсионеров, семей с детьми это единственная возможность каждый день бывать на природе. Неудивительно, что проект шоссе, уничтожающего единственный лесопарк и при этом проходящего прямо под окнами домов в экологически наиболее неблагополучном районе (рядом с полигоном ТБО), вызывает все что угодно, кроме одобрения. Жители были поставлены перед фактом – они узнали о проекте лишь тогда, когда основные решения были приняты и начались изыскательские работы на территории лесопарка. Первой реакцией на шок были столкновения между изыскателями и жителями – сообщалось даже о случаях натравливания собак на персонал, проводивший изыскания. Но, несмотря на отдельные инциденты, в целом жители пошли по цивилизованному пути – было создано неформальное движение «Экооборона», организован сбор подписей под воззванием в защиту леса к тогдашнему Президенту Путину, проведены санкционированные митинги в защиту Химкинского леса, создан сайт www.ecmo.ru, оперативно освещающий борьбу за Химкинский лес. В местной оппозиционной газете «Химкинская правда», издаваемой журналистом Михаилом Бекетовым, были помещены статьи, разоблачающие проект как предлог для незаконного захвата лесных территорий.
На начальной стадии конфликт носил локальный характер – борьба велась между местными жителями и властями Городского округа Химки и Московской области. Федеральные власти (включая Минтранс) поначалу дистанцировались от проблемы. Действительно, все документы – Распоряжение Стрельченко 367-Р, Постановление Громова 358/16, касающиеся размещения дороги на территории лесопарка, были подписаны на локальном уровне. Туда же, по старой советской традиции, переправлялись все обращения жителей, в том числе – на имя Президента РФ. Чуть позже поддержку жителям оказали Мосгордума, Департамент природопользования Правительства Москвы, партии КПРФ и Яблоко – что вполне естественно в ситуации планируемого разрушения «зеленых легких» на севере Москвы.
Действия подмосковной «команды Громова» вряд ли были адекватны сложившейся ситуации – попытки запрета митингов, гонения на активистов. Показательный пример – химкинская милиция оштрафовала молодого человека, распространявшего приглашения на ОФИЦИАЛЬНЫЕ общественные слушания по расширению Бусиновской развязки – отправной точки строительства магистрали. Сами слушания (на этот раз собралось около 500 химчан) власти превратили в профанацию, закрыв сразу после начала обсуждения и не пытаясь организовать даже подобия диалога. Это лишь больше разозлило участников. Ситуация по-настоящему обострилась после попытки убийства в ноябре 2008 Михаила Бекетова. Хотя официальных результатов расследования до сих пор нет, у многих химчан нет никаких сомнений в причастности городских властей к покушению.
Апофеозом борьбы стала кампания по выборам мэра Химок в 2009 году. Несмотря на то, что мэру Стрельченко удалось сохранить этот пост за собой, экологи считают, что своей главной цели они добились. Ведь в ходе предвыборной борьбы Стрельченко пришлось отменить свое Распоряжение 357-Р о выборе трассы посередине леса. А скоро настала очередь постановления Громова 358/16 – оно было отменено через несколько недель после обращения экологов в суд.
4. Эскалация.
Победа химкинских экологов в начале 2009 г. поставила лоббистов проекта в щекотливое положение. С одной стороны, проект был уже практически готов, а переговоры с европейскими инвесторами вступили в завершающую фазу. С другой – проект остался, по сути, без каких-либо документов, позволяющих узаконить землеотвод, прямо противоречащий действующему законодательству. Общественное мнение все больше склонялось в пользу экологов, их поддержали многие экологические и правозащитные организации. К тому же химкинские экологи смогли «достучаться» до европейских инвесторов. Так, на встрече «зеленых» с представителями Совета директоров ЕБРР последние проявили серьезный интерес к проблеме и даже обещали инициировать свой собственный, независимый процесс оценки альтернативных вариантов прокладки дороги, с проведением независимых экспертиз и общественных слушаний.
Для лоббистов проекта было доступно два варианта. Первый – выполнение законных требований экологов и поиски компромисса, который неминуемо потребовал бы пересмотра проекта и снизил выгоду его бенефициаров. Второй – использование «тяжелой артиллерии», позволяющей, как казалось, подавить любое сопротивление и отвести огонь от европейских инвесторов. Действительно, последние представляются наиболее слабым звеном всего проекта – с одной стороны, вопросам экологии в Евросоюзе традиционно уделяется повышенное внимание, а степень общественного контроля за работой подобных организаций несоизмеримо выше, чем в России. С другой стороны, их уход будет означать потерю, как минимум, 2/3 финансирования проекта – что сделает его просто нереализуемым в свете сегодняшних экономических реалий.
Так или иначе, выбран был второй вариант. И первые усилия здесь были сделаны на ниве законотворчества еще в первой половине 2009 года. Дело в том, что согласно ст. 86 Лесного кодекса перевод земель лесопарков в земли иных категорий (без чего строительство не может быть законным) безоговорочно запрещался. Таким образом, в течение нескольких лет проектировщики работали над априори незаконным проектом. Разумеется, вопрос статуса земель Химкинского лесопарка в проектной документации (включая ОВОС) всячески обходился: он назывался то «защитным лесом», то «водоохранной зоной». Однако шила в мешке не утаишь – и статус земель был, в конце концов, установлен. Именно после того, как позиция защитников леса стала юридически бесспорной, и вынужден был отменить свое постановление губернатор Громов.
В принципе, прецеденты нарушения Статьи 86 были. Так, распоряжением премьера Путина от 12 июня 2008 г. N 850-р часть Шереметьевского лесопарка была переведена в земли транспорта для строительства железнодорожной ветки все к тому же Шереметьеву. Однако в случае Химкинского леса резонанс был бы слишком сильным, чтобы так подставлять премьера. Поэтому, под видом незначительных изменений, связанных с «заготовкой древесины», в 2009 г. Лесной кодекс был «поправлен» – действие Статьи 86 Лесного кодекса было просто-напросто отменено. При этом, правда, остались другие ограничения – например, Статья 11 Федерального закона №172-ФЗ, согласно которой перевод лесных земель невозможен, если есть альтернативные варианты размещения объектов капитального строительства. Разумеется, Минтранс с радостью бы поклялся, что никаких альтернатив нет – но вышла неувязка: примерно годом раньше сам замминстра транспорта г-н Белозеров признал наличие таких вариантов в своем официальном письме. Такая несогласованность, скорее всего, свидетельствует о том, что вдохновители проекта были вынуждены действовать в спешке, под давлением складывающихся обстоятельств, а не по детально отработанному плану.
Несмотря на сохраняющиеся юридические нестыковки, в ноябре 2009 г был сделан следующий ход: Путин подписал Распоряжение № 1642, согласно которому земельные участки в центре Химкинского лесопарка все-таки переводятся в земли транспорта. Трудно сказать, какие аргументы заставили его принять столь сомнительное решение. Отметим лишь, что это не единственный случай, когда рейтингом премьера прикрываются проекты, опасные для окружающей среды и направленные на реализацию сырьевой, экстенсивной концепции развития экономики. Последний из них мы наблюдали совсем недавно в связи со скандалом вокруг БЦБК.
В физике есть закон о равенстве силы действия и силы противодействия. Он оказался справедлив и в этом случае – столь явная и масштабная атака на природоохранное законодательство и «зеленое» движение не могла не вызвать ответной реакции гражданского общества как в России, так и за ее пределами. Стало ясно, что проблема не ограничивается одним Химкинским лесом, – он оказался лишь полигоном, на котором оттачиваются технологии коммерческого освоения охраняемых природных территорий. Например, как раз в это время обрисовались контуры проекта Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) – где по аналогичной технологии планируется «освоить» более ста тысяч гектаров подмосковных лесов.
В результате Greenpeace и WWF России обратились непосредственно к потенциальным инвесторам проекта, а также к Европейским «Зеленым» с призывом отказаться от участия в нем, если не будет выбран маршрут трассы в обход Химкинского лесопарка. Призыв не остался без ответа – с подачи Европейских «Зеленых» Европарламент принял резолюцию с предупреждением Европейских инвесторов о недопустимости участия в проекте. Международная организация Bankwatch, следящая за соблюдением законности при осуществлении инвестиционной деятельности банков Евросоюза начала пристально отслеживать развитие ситуации. Даже французский Сенат не остался в стороне – Сенатор, бывший Министр экологии Франции г-жа Dominique Voynet сочла необходимым лично предупредить компанию Vinci о недопустимости участия в проекте, разрушающем окружающую среду. Показательно, что Российская Дума, похоже, озабочена проблемой намного меньше Французского Сената. Зато уже в 2010 году более 40 экологических организаций из России и СНГ обратились к потенциальным инвесторам все с той же просьбой – отказаться от участия в проекте, пока Химкинский лес не будет в безопасности.
Да и Химкинские защитники леса не собираются сдаваться. Они уже подали в Верховный Суд иск, требующий признать незаконным Распоряжение Путина № 1642. Первое судебное заседание состоится в марте. Планируется обращение к зарубежным экологическим организациям с требованием присоединиться к кампании давления на европейских инвесторов.
5. Курсом на столкновение?
С сожалением приходится констатировать – на сегодняшний день мы оказались не готовы к конструктивному разрешению экологических конфликтов между властными и олигархическими структурами, с одной стороны, и гражданским обществом – с другой. Вполне понятно, на что рассчитывают лоббисты проекта: пассивность широких масс населения в вопросах, непосредственно не затрагивающих их жилье и доход. Иными словами – что с помощью сравнительно «легких» мер, наподобие подкупа, запугивания, быть может – арестов сравнительно небольшого количества активистов все же удастся «продавить» проект, не вызвав широкой волны народного возмущения. Кроме того, они, по-видимому, рассчитывают, что инвестиционная привлекательность проекта (достигаемая, как мы помним, за счет использования «ничьих» лесных территорий) сможет «перевесить» в глазах европейских банкиров возможные имиджевые риски. Нельзя исключить вариант, когда сторонники проекта попытаются реализовать «силовую» часть – связанную с вырубкой леса и преодолением сопротивления местных жителей – до того, как Европейские банки будут окончательно привлечены к участию в проекте, выводя их, таким образом, из-под удара.
«Зеленые» рассчитывают, в первую очередь, на поддержку своих европейских коллег, российского гражданского общества, а также на активную позицию жителей Москвы и Подмосковья. Если их расчеты на жителей окажутся верными – реализация проекта в Химках приведет к по-настоящему острой ситуации – наподобие «Речника», только в этом случае флаги защитников природы и законности будут реять уже над головами местных жителей. В этом случае лоббисты проекта окажутся в действительно щекотливой ситуации, а выход из скандального проекта западных инвесторов станет практически неизбежен. В этом случае проект будет, скорее всего, сорван – в любом виде.
В свете таких альтернатив наиболее разумным был бы поиск и реализация альтернативного компромиссного варианта строительства дороги – даже если это приведет к отсрочке выполнения проекта на несколько лет. Насколько вовлеченные в конфликт стороны окажутся готовы к компромиссам – покажет время. Сегодняшняя ситуация, по крайней мере, не дает больших оснований для оптимизма. Ясно лишь одно – каким бы не был итог противостояния, при нынешних масштабах он будет иметь последствия, выходящие далеко за пределы Химок.