В четверг Москва получит новый вид транспорта — МЦД. С объявлением официальной даты запуска проекта мэрия отчего-то затягивает, хотя в РЖД уже издали приказ о смене расписания на Московской железной дороге, так что отступать некуда.
Главная заслуга МЦД — реабилитация железнодорожного транспорта как такового. Раньше никто не удивлялся, когда специалисты НИИ Генплана Москвы проектировали линии метро вдоль железнодорожных веток, это считалось нормальным, так как электрички даже в профессиональной среде не воспринимались серьезно. Первый шаг на этом пути был сделан, когда в Москве было запущено пассажирское движение по кольцевой железной дороге, теперь же результат закреплен окончательно.
Однако, несмотря на все преимущества проекта МЦД, у него есть недостатки, с которыми мэрии придется не просто мириться, но и серьезно работать.
Слишком рекламная реклама
Во-первых, самое простое — пиар. Руководство Москвы с удовольствием рассказывает об уникальном опыте, о том, что делается впервые, но молчит о том, что МЦД — не первая городская электричка в мире, на постсоветском пространстве и даже в России. Ранее городские железные дороги были интегрированы в транспортную систему Перми, городская электричка в Киеве работает уже 10 лет, а в Европе системы по-типу S-Bahn есть в десятках крупных и средних городов.
Зачем приписывать МЦД те заслуги, которыми система не обладает, — непонятно.
Связанность
Если концепт рекламной кампании можно изменить за пару недель, то новые пути строить намного сложнее, особенно если прокладывать их в тоннеле. А это логичное развитие системы городских электричек, по которому уже пошли в городах Германии, в Париже и Лондоне. Однако стройкомплекс Москвы предпочитает строить новые линии метро в поле, а не в сложных условиях в центре города.
Стоит также обратить внимание на то, что с запуском МЦД в Москве теряется связь двух направлений, Белорусского и Курского — ранее между ними ходило от 10 до 20 пар поездов в день, — а платформа Станколит вовсе закрывается. Недалеко будет построена новая станция Марьина Роща, но пока она только в проекте.
Доступность платформ
В последнее время в Москве много говорят о том, что большинство станций метро недоступны для людей с ограниченными возможностями. Старые станции не переоборудуют в принципе, а на новых хоть и есть лифты, но они часто не работают.
Пока ничто не указывает на то, что станции МЦД будут приспособлены для того, чтобы по ним можно было легко проехать на инвалидной коляске.
Расписание
На линии МЦД-2, которая объединяет Рижское и Курское направления, будет использоваться тактовое расписание. Это значит, что во время работы системы раз в 12 минут точно будет проезжать электричка, а в более загруженное время — раз в шесть минут. На МЦД-1 тактового расписания нет, более того, «Аэроэкспресс» теперь будет идти от Белорусского вокзала в аэропорт Шереметьево на 10 минут дольше, что наверняка сократит число желающих им пользоваться — люди и так пересаживаются на такси, каршеринг и автобусы.
При всем при этом очевидно, что использование потенциала московского железнодорожного узла для перевозки пассажиров — давно назревшая реформа, которая, безусловно, будет считаться одним из достижений команды Сергея Собянина. Тем неприятнее недоработки, ряд которых можно было бы легко исправить еще до запуска «Иволг».