Суд Читы отказал в условно-досрочном освобождении экс-главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому. «Суд постановил в ходатайстве отказать, постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Читинском областном суде», – сказал судья. Основанием для отказа судья назвал то, что Ходорковский имеет взыскание, а также «не имел никакого отношения к профессиональному образованию, предложенному ему во время отбывания его срока наказания». То есть не захотел осваивать профессию швеи.
Адвокаты самого известного заключенного России немедленно выступила с заявлением, в котором сказано, что «те люди, которые еще в 2003 году организовали против него (Ходорковского) уголовные дела, очень боятся, что он выйдет на свободу». «Буквально за несколько дней до рассмотрения ходатайства в суде администрация Читинского СИЗО и исправительной колония № 10, где ранее отбывал наказание Ходорковский, получили указание изобрести дополнительные «доказательства» его ненадлежащего поведения и «нарушения режима содержания» с его стороны, которые могли бы быть использованы в качестве предлогов для отказа в условно-досрочном освобождении, предусмотренном законом», – говорится в заявлении защиты.
Таким образом, экс-глава ЮКОСа продолжит отбывать восьмилетний срок за мошенничество и уклонение от уплаты налогов, к которому он был приговорен в 2005 году. Кроме того, ему грозит срок по новому уголовному делу о хищении и отмывании денег. Следователи полагают, что Ходорковский виновен в хищении $22,5 млрд. Это, как отмечают наблюдатели, больше, чем вся чистая прибыль ЮКОСа за 1998-2003 годы (именно в эти годы, по версии следствия, совершалось преступление).
Формально главные факторы, которые должны были повлиять на решение суда об УДО, – это наличие взысканий в отношении Ходорковского со стороны тюремных администраций, а также выданные ими характеристики заключенного. На основании этого суд должен решить, что человек не нуждается для исправления в дальнейшем заключении.
Как утверждают адвокаты, у опального олигарха шесть взысканий. Одно получено в московском СИЗО, четыре – в Краснокаменской колонии, еще одно – в читинском СИЗО. Три взыскания отменены в судах, два погашены за давностью времени. Следовательно, у Ходорковского на момент подачи ходатайства об УДО было одно «действующее» взыскание – в октябре 2007 года он не убрал руки за спину при прохождении коридора. В четверг со слов экс-главы ЮКОСа стало известно еще о двух новых взысканиях, полученных им 18 августа. Первое – за то, что он не сообщил, сколько человек находится в камере, второе – за грязную крышку бака для питьевой воды.
В поступившей в суд из читинского СИЗО характеристике на Ходорковского было отмечено хорошее поведение заключенного. Вместе с тем подчеркивалось, что он «не встал на путь исправления и не признает своей вины». И, следовательно, нуждается в дальнейшем отбывании наказания в колонии общего режима.
Рассмотрение ходатайства об УДО началось в четверг, 21 августа. Тогда были заслушаны показания матери подсудимого Марины Ходорковской и его бывшего сокамерника Игоря Гнездилова, настаивающих на освобождении подсудимого. Так, Гнездилов, который сидел в одной камере с Ходорковским в читинском СИЗО, сообщил, что, написал две объяснительные против Ходорковского по требованию руководства изолятора. Одна объяснительная о том, что Ходорковский не держал руки за спиной, когда должен был это сделать, а в другой – о том, что он не видел, держал Ходорковский руки за спиной или нет. Гнездилов пояснил, что у него подходил срок для УДО, и поэтому он побоялся, что его не выпустят, если он этого не напишет.
Суд отложил принятие решения на день, чтобы участники процесса могли просмотреть видеозапись, на которой Ходорковский якобы не держал руки за спиной, как положено зеку. В пятницу эта запись была показана на мониторе компьютера, и рассмотреть ее смогли только прокурор, начальник СИЗО Читы, судья и адвокаты Ходорковского. За их спинами журналистам практически ничего не было видно.
Суд проходил в открытом режиме, однако судья запретил фото- и видеосъемку. Начальник СИЗО Читы Владимир Клюкин заявил, что видеозапись доказывает факт нарушения Ходорковским правил внутреннего распорядка. Однако адвокат Вадим Клювгант после просмотра сказал, что запись не вызывает у него доверия: «Не буду говорить о качестве записи – какая-то маленькая картинка. На записи видно, что идут какие-то три человека. Кто эти люди, мы не знаем. Знать это может только начальник СИЗО и больше никто в этом зале. К какому времени относится запись, непонятно. Какое это место, неизвестно».
После просмотра видео Клюкин зачитал характеристику Ходорковского, где говорилось, что бывший глава ЮКОСа «спокоен, уравновешен, скрытен, лжив» и «нуждается в дальнейшем пребывании под стражей». После него выступил и. о прокурора Алексей Федоров, который в поведении Ходорковского усмотрел «устойчивую тенденцию к совершению новых преступлений».
Глава нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский был арестован в 2003 году, признан виновным в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве и приговорен к восьми годам заключения в мае 2005-го. ЮКОС был обнакорочен, а его основное нефтедобывающее подразделение – «Юганскнефтегаз» – досталось государственной «Роснефти», возглавляемой Игорем Сечиным (экс-замглавы президентской администрации Владимира Путина, ныне – вице-премьер правительства). Ходорковский утверждает, что именно Сечин инспирировал оба дела против него. «Второе дело, как и первое, было организовано Игорем Сечиным», – заявлял Ходорковский в интервью Sunday Times.
Как писал ранее «Полит.ру», сегодня судьба Ходорковского воспринимается как «лакмусовая бумажка» для Дмитрия Медведева. Больше, правда, это реакция Запада, но ее разделяют некоторые представители элиты и в России. По мнению сторонников идеи, что Медведев является либералом, месседж нового президента об искоренении «правового нигилизма» свидетельствует об отмене избирательного правосудия и «телефонного права». Освобождение опального олигарха могло бы стать таким сигналом, однако, если верить словам самого заключенного и его адвокатов, «судьба Ходорковского» по-прежнему зависит не от суда, а от расклада сил в верхах.