будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Страна

Хотят ли чеченцы войны?

Хотят ли чеченцы войны?
a52_01a

Заявление полпреда президента на Юге России Дмитрия Козака «любое мздоимство будет рассматриваться как пособничество терроризму», хотелось бы рассматривать как первое заявление в рамках некоей управленческой программы на Юге России. В конце концов, именно Козака можно считать разработчиком нынешней «управляемости» на региональном и центральном уровне, а умеренный оптимизм – единственный способ думать о российской политике, а не просто орать во все горло «ужас, ужас».

На прошлой неделе (как раз в день инаугурации Алу Алханова) Полит.ру совместно с СПС провели первый «круглый стол» проекта «Реконструкция Чечни. Модели выхода из кризиса», и сейчас, по прошествии нескольких дней «отложилось» несколько, кажется, логически безальтернативных тезисов из тех, что были произнесены экспертами политиками и общественниками. Понятно, что со стороны общества и, тем более, медиа трудно претендовать на какую-либо исключительную компетентность, но мы как раз о том, где общество (общественные организации, экспертное сообщество, СМИ и население) могут быть ресурсом выхода из кошмарного кризиса. То есть находимся в рамках компетенции.

Сфера государственного управления в отношении Чечни и безопасности на Юге России, в общем, описывается как любая другая сфера корпоративных интересов. Так же, скажем, корпорация преподавателей, учителей, управленцев в сфере образования требует от государства «даете денег и оставьте нас в покое, не лезьте в наши дела». Любая корпорация, хоть военных, хоть спецслужбистов, хоть чиновников-мздоимцев будет вести себя ровно так. Это как раз нормально. Другое дело, что это же означает отсутствие политики, то есть естественную жизнь социальных корпораций в условиях войны. Чем именно и когда именно эта жизнь закончится без анализа сказать нельзя, но ясно, что ни чем хорошим.

Показательный пример с выплатой пособий в Чечне. По словам Людмилы Алексеевой (Московская Хельсинкская Группа) «мы же все знаем, что откат равняется именно 50%. Не 40%, ни 60%, а именно 50%». С другой стороны Алексей Макаркин утверждает, что примерно к одному коррупционному результату  привела выплата денег и через чеченские, и через федеральные структуры. Нет отличий – значит не в схеме дело.

При этом всем, судя по словам, например, народного депутата Геннадия Гудкова у государства есть некоторое видение перспективы: отделение точечных специальных операций от всего остального безобразия, переговоры с реальными лидерами мнения в республике, восстановление экономики, причем управление операцией должно перейти к ФСБ. В наборе этих, наверное, разумных мер, нет одного – как они будут реализованы. Список желательных мер по определению не предусматривает точек контроля – как и кто проконтролирует, что ведутся только точеные операции, что экономика восстанавливается, а не деньги «осваиваются». Как, например, президент узнает, что прогресса нет?

В качестве ресурса управления ясно недоиспользованы общественные организации, ведущие мониторинг, правозащитную и благотворительную деятельность в Чечне. То есть, скорее, против них воюют теми же «точечными» средствами, а потом московские общественники их (в лучшем случае) вытягивают из тюрем посредством звонка в Кремль. А ведь консолидация, о которой так долго говорят в Кремле, с точки зрения управления – это просто взаимодействие политической воли федерального центра и общественной инициативы против корпоративной закрытости, в рамках которой невозможно даже пособия раздать.

При постановке целей управления в Чечне и на Юге России следует разделять экстренные действия и перспективный проект. К экстренным действиям следует отнести главный приоритет – радикальное уменьшение насилия хотя бы со стороны федеральных вооруженных сил. Необходимо показать движение в этом направлении вне зависимости как в перспективе будет решен вопрос о создании российской армии вместо разложившейся, о создании правоохранительной системы и других стратегических вопросах.

Все остальное – выплаты пособий, строительство, поимка боевиков и т.п. без уменьшения насилия против мирных граждан – бессмысленно. Все может быть перечеркнуто очередной серией зачисток и похищений людей, сразу расширяющей «социальную базу террористов».

Как только будет поставлена именно такая тактическая цель, инструменты ее реализации могут найтись. Это видно хотя бы из мини-анализа, проведенного генералом Эдуардом Воробьевым дисциплины и распорядка личного состава, дислоцированного в Чечне. Скандалы с выплатами боевых, тоже говорит о том, что никакой концентрации усилий в этом направлении нет.  Как и то, что идеологическая подготовка личного состава (в соответствии с которой они должны были бы знать, что должны защищать или хотя бы не убивать жителей, что чеченцы – не враги, враги -  террористы) - полностью отсутствует. Точно также судебная система система, которая как-то "заработала" в уловиях ведомственного конфликта генералов, могла бы быть использована и в мирных целях. Можно было бы провести кандровую ротацию высших офицеров Северокавказзской группировки по критерию уровня насилия над жителями, боеспособности, уровню коррупции. И т.п. Причем везде можно было бы использовать общественные источники информации и влияния.

Это - экстренная задача и первая цель. План по поимке Басаева и т.п. среди первых тактических мер обсуждать бессмысленно – тут общество ничем спецслужбам помочь, скоре всего, не сможет. Кроме того, чтобы напоминать, что неплохо бы этим заниматься, а не «работать по интеллигенции».

С точки зрения политического урегулирования следует сконцентриваться на выборах в чеченский парламент 2005 года с тем, чтобы на этот раз попытаться дать народу республики действительно выбрать. Это даст повышение доверие к федеральной власти, коллектив высокопоставленных защитников чеченцев от военных и бандитов. Эти же депутаты могут быть использованы в задаче государственного управления как партнеры, субъект для диалога о деталях наведения порядка в Чечне. Ни Кадыров-младший, ни Алу Алханов такими партнерами быть не могут.  Более того, в среднесрочной перспективе следует взять под командование и полный оперативный контроль вооруженные формирования «кадыровцев», которые в перспективе ближайших лет могут сами по себе представлять угрозу не только населению, но и армии.

Одновременно с концентрацией на первейших тактических задачах следует провести большой экспертный анализ ситуации в Чечне и вокруг нее. Как первый шаг к перспективному проекту реконструкции. Судя по тому, что соцопросы в республике проводит только Сергей Хайкин ("Validata") (если не считать предвыборные опросы штаба Алханова на блокпостах). Реального анализа нет и в правительстве, и никого они не интересует. Другой источник полевой информации – активисты «Мемориала», МХГи других общественных организаций. Самое первое, что понятно из самого предварительного анализа – больше 80% чеченцев никакой независимости давно не хотят. Все устали и желают, чтобы их оставили в покое и боевики с обеих сторон, и военные. Причем в общественном сознании Басаев - урод нечеченской национальности, созданный ФСБ специально для уничтожения чеченского народа.  

Но даже без всякого проекта неплохо бы, что Путин или, скажем, Греф понимали хоть что-то о том, что там происходит еще до того, как пролетят очередной раз на вертолете.

И последний, главный тезис. Государственный миф о том, что все идет по плану, который в переводе с административного означает «ничего нельзя поделать», - обман трудящихся.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).