Российское правительство сегодня одобрило новую редакцию Водного кодекса. Об этом сообщил заместитель министра экономического развития и торговли Мухамед Циканов. Он отметил, что проект будет доработан МЭРТ в течение месяца, а затем внесен на рассмотрение в Госдуму.
По словам Циканова, новая редакция предусматривает разрешение двух основных проблем - экологической, "так как качество воды ухудшается", а также вопроса доступа к водным объектам водопользователей. При этом замглавы МЭРТ отметил, что в настоящее время доступ "неравномерный и непрозрачный". Таким образом, новая редакция Водного кодекса предусматривает ужесточение экологических требований, а именно - введение новых нормативов сброса загрязняющих веществ в водоемы и их количественного содержания в воде. В настоящее время Минприроды "договаривается с каждым предприятием по отдельности по объемам сброса загрязняющих веществ в воду". С принятием нового Водного кодекса будут введены жесткие ограничения по сбросам, "исключающие такие кабинетные договоры".
По словам замглавы МЭРТ, доступ к воде водопользователей будет производиться на основе заключения договоров между уполномоченным правительством федеральным органом исполнительной власти и водопользователем. При этом он подчеркнул, что вместо пяти разрешений, необходимых сегодня для получения доступа к водным объектам, нужно будет только одно. Наш источник в "Минприроды считает, что это большое достижение нового кодекса. “Все переводится в сферу гражданско-правового урегулирования. Таким образом, существенно расширяется гражданско-правовая сфера”, - заявил он в интервью “Полит.ру”.
Циканов сообщил, что координировать все вопросы, связанные с использованием водных объектов, будет единый федеральный государственный орган, так называемый "единый балансодержатель". Этот единый орган должен будет заменить существующие в настоящее время 16 бассейновых управлений. Он будет иметь 10 филиалов - соответственно количеству бассейновых округов, на которые будет поделена вся территория РФ. Каждый округ будет включать один или несколько бассейнов главных водных объектов.
В новой редакции Водного кодекса предусматривается установление федеральной собственности на водные объекты за исключением обособленных объектов (пруды, водохранилища, которые могут находиться как в госсобственности, так и в муниципальной, а также в собственности граждан и юридических лиц).
Также предусмотрено создание десяти бассейновых округов: Балтийский (реки Нева, Нарва и другие, впадающие в Балтийское море); Баренцево-Беломорский (Северная Двина, Печора и другие); Донской (Дон, Днепр); Кубанский (Кубань и реки Черноморского побережья Кавказа); Западно-Каспийский (Терек, Сулак, Кума и другие реки, впадающие в Каспийское море); Волго-Каспийский (Волга и Урал); Обский (Обь и другие реки, впадающие в Карское море); Енисейский (Енисей и другие реки, впадающие в Северный Ледовитый океан в районе полуострова Таймыр); Восточно-Сибирский (Лена, Колыма, Индигирка и другие реки, впадающие в море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря); Амуро-Тихоокеанский (Амур и другие реки, впадающие в моря Тихого океана).
С вступлением в силу новой редакции Водного кодекса водный налог будет заменен на платежи за пользование водными объектами. По словам Циканова, в настоящее время правительство готовит соответствующие поправки в Налоговый кодекс. До вступления Водного кодекса в действие на переходный период будет продолжать действовать водный налог, после этого необходимо будет заключать гражданско-правовые договоры с единым органом, который будет координировать всю деятельность, связанную с доступом к водным объектам, пояснил замминистра. По его словам, в настоящее время водный налог зачисляется в региональные бюджеты. После вступления в силу Водного кодекса платежи за пользование новыми объектами будут зачисляться в федеральный бюджет "и через него финансировать единый балансодержатель", подчеркнул Циканов. Ставка платежей будет устанавливаться государством, причем цена воды будет варьироваться в зависимости от региона. Блинкин считает важным достижением этого варианта кодекса возможность обхода “совокупного покрытия” расходов в бюджете: “Сейчас в федеральный бюджет поступают “неокрашенные”деньги, а затем распределяются по расходным статьям. В этой редакции предусмотрен такой вариант: неналоговые доходы за водопользование также поступают в федеральный бюджет, но правительство должно выделить на водные программу ту же сумму, что поступила в бюджет”.
По новому кодексу граждане России смогут приобрести в частную собственность водный объект площадью более 2 тыс. квадратных метров. Сейчас Водный кодекс предусматривает, что в частную собственность может быть приобретен водный объект площадью до 2 тыс. квадратных метров. Однако правительство признало целесообразным увеличить площадь. Циканов подчеркнул, что водный объект может быть приватизирован только в том случае, если он не имеет гидравлической связи с другими водными объектами и если он расположен на земле, принадлежащей потенциальному покупателю. Этот пункт Водного кодекса весьма беспокоит экологов. Елена Колпакова, координатор движения “Поможем реке”, заявила в интервью “Полит.ру”, что “передача естественных водоемов в руки частников может отрицательно сказаться на состоянии водоемов”. “Ведь именно частники, по новому кодексу, будут определять порядок водопользования. И каким образом экологи могут контролировать этот процесс - непонятно”. Вообще, главное возражение экологов против этого кодекса связано как раз с расширившимися возможностями по приватизации водных ресурсов. “Этот кодекс писали для тех людей, кто собирается получать прибыль от торговли водой. Однако интересов всех остальных, жителей городов, которые пьют эту воду, не учитывались совсем”, - заявила Колпакова. Источники в Минприроды, наоборот, именно в этом видят преимущества нового кодекса. “В самом запущенном состоянии находятся как раз объекты федеральной собственности, потому что, принадлежа государству, они по сути не принадлежат никому. И предоставляя возможность получать водные ресурсы в частную собственность, мы надеемся как раз на то, что их приведут в порядок. Должен быть хозяин, который заинтересован в порядке. Именно частный собственник таким хозяином сможет стать”, - считает Михаил Блинкин.