будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
СМИ бизнес вирусы интернет хакеры компьютерная безопасность
Июль 17, 2025
Страна
Раевский Алексей

Киберугрозы: почему российские компании «не реагируют»

Киберугрозы: почему российские компании «не реагируют»
800-600_1auFsCH
Офис. Ноутбук и очки на столе. Источник: pixabay.com

У 60% российских компаний есть своя стратегия в области информационной безопасности – равно как и у 60% компаний американских, показало исследование аудиторской и консалтинговой сети PricewaterhouseCoopers (PwC). Этот показатель можно толковать по-разному.

Некоторые российские издания считают это достижением – как, например, газета «Известия», которая делает вывод, будто Россия сравнялась с США по уровню кибербезопасности. Другие СМИ, напротив, объявляют этот показатель признаком скверного положения дел.

В частности, газета «Коммерсантъ», анализируя доклад PwC , подчеркивает, что более половины российских компаний (а именно – 56%), по данным исследователей, никак не реагируют на инциденты в этой сфере. Она также напоминает, что при 60% компаний, имеющих соответствующую стратегию, остается 40% таких, которые этой стратегии не имеют. Правда, ни то, ни другое издание (равно как и PwC) не уточняет, насколько эффективна та самая «собственная стратегия», которой обладает 60% российских компаний.

Согласно PwC, наиболее существенными рисками, которые могут возникать в связи с хакерскими атаками, российские компании считают в первую очередь нарушение конфиденциальности данных (это мнение высказали 48% участников исследования), а также нарушение нормального хода деятельности компании (47%). Затем с заметным отставанием идут пункты о снижении качества продукции (27%) и создании угрозы жизни (21%).

Поговорить с «Полит.ру» о проблемах кибербезопасности и о представлениях о том, как именно следует на такие проблемы реагировать, согласился Алексей Раевский, генеральный директор компании Zecurion. По его оценке, руководители российских компаний в целом относятся к проблемам в этой области серьезнее, чем руководители компаний американских, однако зачастую не имеют таких средств и специалистов для ее развития, как их коллеги из США.

«Тут сложно оценивать ситуацию – наверно, у PwC для этого больше данных с учетом их исследований. Но если сравнивать российские компании с американскими в плане стратегии кибербезопасности, то надо сказать, что американским компаниям доступны более продвинутые технологии. У них и средств больше. В то же время, что интересно, порой у них бывает более беспечное отношение к информационной безопасности: они склонны недооценивать риски и доверять всем подряд. У наших же компании в этом вопросе более параноидальный подход.

Так что я бы сказал, что руководители российских компаний в большей степени обеспокоены этим вопросом. Но это совершенно не значит, к сожалению, как вы и говорили, что у нас на обеспечение информационной безопасности выделяются адекватные средства и что этим занимаются адекватные специалисты. То есть реализация понимания необходимости иметь стратегию информационной безопасности чаще всего по сравнению с американскими компаниями отстает.

Если же говорить о том, что, по данным PwC, более половины российских компаний на происшествия в сфере информационной безопасности просто не реагируют, то надо бы уточнить, что в представлении PwC называется реагированием на такие инциденты. Возможно, это просто методический вопрос. Дело в том, что в американкой практике информационной безопасности реагирование на инциденты – это отдельный раздел стратегии. У нас же оно может быть заваулированным и «размазанным» по другим разделам.

 
Офис / pixabay.com

Кроме того, в США этой теме уделяется большое внимание, включая такие аспекты, как с точки зрения пиара или с точки зрения законодательной надо отреагировать на случившееся. Там действуют очень высокие штрафы за утечку информации, если при этом утечки коснулись персональных данных. У них информация об утечке может очень серьезно повлиять на бренд, на курс акций на бирже. Поэтому у них реагирование на инциденты обозначает не только тот факт, что если какая-то дыра в безопасности обнаружилась, то ее устранили. У нас ее тоже устраняют, если она обнаружилась и понятно, что это за дыра. Но у нас нет такого реагирования в том смысле, чтобы выпустить пресс-релиз или с регулятором как-то повзаимодействовать.

Думаю, причина различия в том, что в России пока просто нет необходимости в этом. У нас конкуренция не такая сильная, регуляторы не такие жестокие, штрафы не столь высокие – и, в принципе, в том, чтобы вести себя как американские компании в случае подобных инцидентов на сегодняшний момент смысла нет. Возможно, именно это и имелось в виду авторами исследования PwC – потому что глупо было бы предполагать, что после какого-то инцидента, будь то утечка или вирус, у нас просто отформатировали жесткие диски, удалили вирус и продолжают просто сидеть дальше и ждать, что будет.

Нет, естественно, это не так. У нас тоже обновляются антивирусы, программное обеспечение, делаются разные выводы. Но у нас это делается в рамках чисто технического процесса – к этому не привлекаются какие-то юридические службы, не привлекаются пиар-службы. Может быть, именно это имелось в виду, когда говорилось об отсутствии реакции.

С чем может быть связана относительная слабость этой социально-заметной составляющей реакции в России? На мой взгляд, у нас большинство граждан более спокойно относится к вопросам персональных данных, приватности и тому подобных вещей. В принципе, это объяснимо: в США достаточно знать номер социального страхования, чтобы можно было открыть счет, взять кредит, что-то купить, сделать почти угодно. У нас же такого нет – у нас нужно проходить боле серьезную авторизацию. В банк надо приходить физически и с паспортом, просто так счет не откроют, кредит не дадут и кредитную карту не оформят. И, в принципе, у нас общество более коллективисткое в сравнении с более индивидуалистическим обществом западным.

На Западе частная жизни – это «только мое, от всех закрыто» и «никому не трогать». А у нас все же народ жил и в общежитиях, в коммунальных квартирах – и, возможно, это тоже накладывает свой отпечаток. У менталитет в этом плане немного сдвинут в сторону азиатского коллективизма, так что со стороны общества запрос на сведения о том, как борются с проблемами информационной безопасности, не столь высок.

Сейчас ведь в мире наблюдается тенденция наступления государства на интернет, попыток взять его под контроль: ликвидируется анонимность, ликвидируется всякая приватность – спецслужбы по факту имеют доступ ко всему, любой переписке, любой информации. На Западе же по этому поводу идет жесточайшая борьба: активисты выступают за приватность, проводят различные акции в поддержку ее. Там существует мощное движение, которое противостоит этой тенденции. А в России же ей ничего не противостоит: тенденция точно так же существует, но со стороны общества нет никаких движений в этом плане.

Ну, есть приватность – и хорошо. Ну, прослушивают нас – и тоже хорошо. Это отношение еще, похоже, с советских времен осталось: мол, КГБ всех прослушивает, но ничего страшного, все привыкли. Словом, у нас со стороны общества на приватность, конфиденциальность запрос значительно меньше, чем в США или Европе», – сказал Алексей Раевский.

 
Скульптура. Подслушивание / pixabay.com

Комментируя сообщения о том, что утром 9 ноября стали недоступны сайт газеты «Ведомости», а затем сайт информационного агентства «Росбалт», новостного интернет-издания Znak.com и сайт газеты The New Times., которые сообщали о «технических проблемах» и «проблемах у хостинг-провайдеров», Алексей Раевский высказал сомнения в том, что происшедшее может быть связано с работой провайдеров.

«В принципе, ссылка на провайдеров звучит странно, потому что тогда бы были проблемы у всех сайтов, которые размещаются у данных провайдеров. Если такого нет, то ссылка на провайдеров непонятна. Я, правда, пока не смотрел, жаловался ли еще кто-то на проблемы у провайдеров. Так что на этот счет у меня информации еще нет. Но, повторю, по идее, если есть проблема у провайдера, то страдают все сайты, которые у этого провайдера хостятся», – объяснил он.

По последним данным, сайты «Ведомостей» и Znak.com перестали работать из-за неполадок, возникших в одном из европейских дата-центров. Об этом заявил информационному агентству РБК  генеральный директор компании Group-IB Илья Сачков. Тем не менее, сайт газеты по-прежнему недоступен, а сайт Znak.com к 13.50 мск уже возобновил работу, точно так же как и сайт издания The New Times.

Раевский Алексей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).