будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 6, 2025
Страна
Крупернак Петр

Кино без Пети

Полтора месяца назад российский фильм «Возвращение» победил на венецианском кинофестивале, погрузив всю страну в состояние глубокой эйфории. Теледикторы со слезами на глазах описывали торжество отечественного кинематографа, газеты перешли на лексику советских времен, с удовольствием пуская в ход «С чувством глубокого удовлетворения» и с трудом удерживаясь от «Доблестные труженики полей рапортуют». Не хватало только салюта и стихийных демонстраций v впрочем, если бы они состоялись, это бы не никого удивило. Немногие события в новейшей истории страны вызывали столь же бурное массовое счастье v разве что взятие рейхстага и триумф демократии в августе 1991. Ну еще, может быть, перелет Чкалова в Ванкувер и Великая Победа футбольного ЦСКА над футбольной «Барселоной» в девяносто каком-то там году. Недавно «Возвращение», о котором у нас не слышал только законченный аутист, вышло, наконец, в российский прокат. Всеобщее братание продолжилось в кинотеатрах v вот уже неделю залы на «Возвращении» забиваются полностью.

Между тем продюсер фильма Дмитрий Лесневский, самолично вытащивший за шкирку из глубочайшей неизвестности режиссера Андрея Звягинцева, на российский прокат не рассчитывал вовсе. Если бы не победа в Венеции, мы могли бы так и не узнать, что миру явился новый Тарковский, а у России возникло новое национальное сокровище в области культуры. «Возвращение» v специально сконструированный проект, изначально, еще на стадии подготовки к съемкам, вписанный в контекст западного кинематографа. История про двух мальчиков, совершающих загадочное путешествие с совсем уж таинственным мужчиной v то ли отцом, то ли так себе человеком, а то и вовсе даже ожившим загробным существом v не случайно максимально лишена всяких примет реальности. Фильм погружен в какой-то пространственно-временной стасис v города здесь не имеют названия, пейзажи абстрактны и разрисованы фотошопом, герои передвигаются по совершенно условной местности, не интересуясь даже, какое там у нас тысячелетье на дворе. Знаменитая 15-минутная овация на кинофестивале может вызвать легкое недоумение.

На самом деле удивляться тут нечему. «Возвращение» v максимально стерильное, прокипяченное в трех растворах кино. Венецианский зритель аплодировал именно удачно прошедшей санобработке v тому, что неспокойная российская культура, разъедаемая неизвестными в Европе вирусами, научилась-таки тщательно дезинфицироваться, снимать замызганные ботинки перед тем, как прийти в гости к приличным людям.

Впрочем, не стоит относиться к европейскому зрителю с иронией. Обычное российское кино, предназначенное для внутреннего употребления, не подвергшееся обеззараживанию, и впрямь нелепо. Достаточно вспомнить хотя бы «Бумера», уже который месяц собирающего рекордную кассу. Гомерические бандиты, сложносочиненный слэнг, беспомощный экшн v похоже, все попытки внедриться с помощью кинокамеры в гущу современности обречены в России на провал. Попытки уместить на кинопленке российскую реальность неумолимо приводят к умножению отчаянного трэша.

И дело не в том, что российских режиссеров, операторов и актеров внезапно поразила бездарность или там какая-нибудь куриная слепота. Подобная ситуация знакома нам по отечественной фантастике v дикость ее во многом вызвана, как ни странно, всего-навсего именами героев. «Петя включил гиперпространственный трансмиттер» v фраза заведомо комическая. Петя не живет в гиперпространстве. Органично существовать там может лишь Джек, хотя он, если разобраться, ничем не лучше Пети: просто сам иноземный жанр фантастики отторгает незнакомые ему реалии. Похоже, теперь то же самое происходит с кинематографом: Лапша, Макс, Кривой и Пэтси могут сколько угодно стрелять из пистолетов-пулеметов и грабить банки, а вот на производящих те же действия Костяна, Димона и Леху не удается глядеть без смеха. Российское кино ни в чем не виновато v просто у него нарушилась связь с российской же реальностью. Костян не лезет на экран, как ты его туда не запихивай. Мы и не заметили, как кино в России превратилось в чужеземный жанр; именно поэтому общенациональную эйфорию вызвал европейский успех «Возвращения» v фильма, нам, в общем-то, вовсе не предназначенного.

Крупернак Петр
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).