Киотский протокол научно необоснован, низко эффективен для снижения концентрации парниковых газов в атмосфере, как это предусмотрено Конвенцией об изменении климата. А требования Киотского протокола носят дискриминационный характер, а его механизмы содержат экономические риски для России. Таковы выводы совета-семинара, организованного при президенте РАН по инициативе президента России. Это выступление подоспело как раз к встрече Владимира Путина с руководством Евросоюза, и, возможно, будет использовано как дополнительный аргумент в дипломатической торговле.
В совет-семинар вошли академики Юрий Осипов, Юрий Израэль, Дмитрий Львов, Георгий Голицын, Валентин Дымников, Камо Демирчян, Георгий Заварзин, члены-корреспонденты Виктор Данилов-Данильян, Игорь Мохов, советник президента Российской Федерации Андрей Илларионов и другие специалисты. Причем не все члены семинара занимают единую позицию. Источник, близкий к РАН, сообщил газете "Ведомости”, что за эту резолюцию проголосовали 14 из 26 участников семинара, причем три из четырех руководителей профильных (климатологических) институтов не одобрили резолюцию.
Заключение совета президент РАН направил президенту России Владимиру Путину, премьер-министру Михаилу Фрадкову и и.о. министра промышленности и энергетики Виктору Христенко.
Напомним, что вокруг ратификации Россией Киотского протокола идут ожесточенные споры. От лица противников чаще всего выступает советник президента Андрей Илларионов. Он использует в основном экономические аргументы: во-первых, присоединение к протоколу заморозит экономический рост, потому что отвлечет инвестиции на строительство очистных сооружений, а это не приоритет в российских условиях. Во-вторых, в перспективе Киотский протокол способствует снижению цен на углеводороды - важнейшую статью российского экспорта.
Сторонники ратификации Киотского протокола напоминают - тоже в экономической логике, - что зафиксированные в нем нормы находятся на уровне 90-го года, когда российская промышленность работала гораздо активнее. Таким образом, у развивающейся российской индустрии есть зазор между нынешним количеством выбросов и верхней планкой, после которой за выбросы нужно платить. Кроме того, под экологические программы, которые можно реализовать в рамках действия Киотского протокола, российские предприятия могут получить западные инвестиции, которые в Россию пока не идут.
Министерство по промышленности и энергетике посчитало, сколько можно будет привлечь инвестиций, которые могут быть направлены "на позитивные структурные преобразования российской экономики и повышение энергетической эффективности". Только в электроэнергетике министерство выявило 70 средних и малых проектов, в которые можно было бы привлечь "углеводородных кредитов" в 580 - 850 млн. евро. "Киотские инвестиции" могли бы пойти, например, в нефтегазовый сектор на утилизацию попутного нефтяного газа и сокращение потерь при транспортировке метана (правда, их объемы ведомство Христенко не оценивает). А Министерство иностранных дел в своей записке президенту предлагает подписать специальное двустороннее соглашение Россия - ЕС о создании целевого фонда поддержки российских инвестпроектов по снижению выбросов парниковых газов. По мнению чиновников МИДа, этот фонд мог бы формироваться из средств частных инвесторов, российских, зарубежных и международных организаций.
Удивлены решение ученых и специалисты по климату. "Ни один ооновский документ не базируется на научных достижениях", - напоминает Алексей Кокорин, один из авторов рамочной конвенции об изменениях климата. "При выработке Киотского протокола никто не рассчитывал, что за пять лет удастся радикально изменить ситуацию с концентрацией выбросов парниковых газов, накопленной за последние несколько столетий", - добавляет Инна Грицевич, руководитель климатических проектов Московского центра энергоэффективности. Кокорин объясняет это тем, что цель протокола - запустить первый этап всемирной программы по борьбе с глобальным потеплением. "Именно поэтому он заключен на смехотворно короткий срок [2008 - 2012 гг. ] и не предусматривает санкций за нарушение обязательств по снижению выбросов", - отмечает он.
Тематика Киотского протокола возникла в связи с попытками западных интеллектуалов ввести в политический оборот проблемы, соразмерные мировому сообществу и мировой политике, а не отдельным странам. От российской политики, увы, пока не следует ждать претензий на участие в мировых клубах. Хорошо, если ей удастся корректно посчитать хотя бы самые прагматичные, ближайшие экономические и дипломатические выгоды и невыгоды. Впрочем, нет уверенности и в этом.