В воскресенье митинг оппозиционной коалиции «Достоинство и правда» закончился столкновениями с полицией около офиса вице-председателя Демократической партии, одного из богатейших бизнесменов страны Влада Плахотнюка. Несколько сотен протестующих едва не прорвались в офис, после чего полиция усилила охрану здания и штурм захлебнулся.
До того протестующие пытались прорваться в здание парламента республики, но также безуспешно. Собравшиеся у законодательного собрания граждане требовали отставки руководства Молдавии и привлечения чиновников к уголовной ответственности. Со сцены был озвучен призыв к гражданскому неповиновению, а также объявлено о создании национальной гвардии — правда, пока непонятно, что именно вкладывается в это понятие.
Количество протестующих разные источники оценивают по-разному: местное издание «Блокнот» пишет о сотнях, Reuters о 20 тысячах. Если последняя цифра верна, то для почти миллионного Кишинева это значительное событие.
Напомним, поводом для недовольства стал коррупционный скандал, который разгорелся еще весной и уже сильно сказался на политическом ландшафте страны. Пресса обвинила три крупных банка (Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank, на их долю приходится около трети банковского сектора республики) в том, что посредством выдачи заведомо плохих кредитов из страны был выведен примерно миллиард долларов — гигантская для Молдавии сумма, ВВП которой равен примерно 8 миллиардам.
В знак протеста против происходящего возникшая коалиция «Достоинство и правда» (Demnitatea si adevarul, DA), которая объединила несколько общественных организаций, а также юристов, журналистов и гражданских активистов, провела в Кишиневе несколько многотысячных митингов. Единой политической платформы у DA нет — лозунгом митингов был возвращение в страну миллиарда и суд над лидерами правящей коалиции, председателем Либерально-демократической партии Владом Филатом и зампредом Демпартии, который по мнению многих является ее реальным лидером, крупным бизнесменом Владимиром Плахотнюком (Также известен как Влад Улинич, по более привычному для молдаван имени и материнской фамилии).
В начале лета на сторону протестующих фактически встал премьер-министр страны Кирилл Габурич. Сначала он потребовал от президента республики Николая Тимофти и спикера парламента Андриана Канду содействия в увольнении сотрудников Генеральной прокуратуры, Национального банка и Национальной комиссии по финансовому рынку — эти органы, согласно конституции, правительству никак не подчиняются, их руководство назначается совместным решением президента и депутатов. Премьер заявил тогда, что страна «погрязла в коррупции, ее финансовая система кровоточит, а за все это вынуждены платить рядовые граждане». Габурич угрожал дефолтом правительства Молдавии, который, по его мнению, мог произойти если руководство страны не предпримет решительных действий.
После того, как глава государства не отреагировал на открытое письмо Габурича, тот подал в отставку. Но никакого дефолта не произошло, хотя ситуация действительно неприятная: Всемирный банк отказался выделять стране деньги из-за коррупционного скандала, а ЕС прекратил финансирование ожидая формирование нового кабинета министров.
Страна прожила без правительства почти два месяца — Габурич ушел в отставку 12 июня, а Валерий Стрелец был избран на этот пост только 30 июля.
Проблема устойчивости молдавского правительства в том, что в парламенте очень сложно сформировать коалицию. После выборов 2014 года 101 место в парламенте делят 5 партий, причем для формирования большинства необходимо соглашение по крайней мере трех из них.
Кирилл Габурич, представитель Либерально-демократической партии (ЛДП, на данный момент 19 мандатов) был поддержан также Демократической партией (ДП, 19 мандатов) и, как ни странно, Парией коммунистов Молдовы (ПКМ, 21 мандат), которые, правда, в коалицию не вошли. Валерий Стрелец, также представитель ОДП, выдвинут уже коалицией правых сил, куда помимо ЛДП и ДП вошли представители Либеральной партии (ЛП, 13 мандатов). Еще одна партия никак не участвовала в формировании последних кабинетов — Партия социалистов республики Молдова (ПСРМ, 24 мандата). Еще пятеро депутатов считаются сейчас независимыми, один из которых поддерживает правую коалицию, а четверо — левую оппозицию.
В итоге получается, что действующий кабинет имеет большинство всего в два голоса — не удивительно, что политическая ситуация в стране неустойчива.
При этом стоит учитывать, что в последнее время Россия пытается играть достаточно активную роль в молдавской политике. Так ПСРМ — возникшая буквально «ниоткуда» партия, которая в 2014 году в своей агитации даже использовала образ Владимира Путина, заняла на парламентских выборах первое место оттеснив даже ПКМ, которые до того побеждали на выборах почти 20 лет подряд. Правда, две левоцентристские партии не смогли набрать большинство в парламенте XX созыва (отсчет ведется от избрания первого Верховного совета Молдавской ССР), возможно из-за того, что до выборов не была допущена «Наша партия» Ренато Усатого, который обвиняется в связях с Россией. Усатый даже является старшим вице-президентом российского Союза строителей железных дорог, а всем хорошо известно, как Владимир Якунин до отставки с поста главы РЖД через свои структуры налаживал связи с политиками на постсоветском пространстве.
Впрочем, даже после начала протестов правящие партии не потеряли поддержки среди населения. 14 июня в стране прошли муниципальные выборы, на которых правоцентристы набрали около 56% голосов, а левоцентристы — около 40%. Причем по сравнению с состоявшимися год назад парламентскими выборами поддержка правящих партий даже расширилась, если раньше за них голосовали главным образом в Кишиневе и центре страны, то теперь большинство удалось взять почти во всех районах страны. Исключения составили районы, где преобладают национальные меньшинства и крупные города. В Гагаузии, пригородах Дубассаров, где много русских, и на север страны, где не редкостью является украинский язык, большинство взяли коммунисты или социалисты. Список социалистов стал победителем на выборах в Кишиневе, но примаром (главой) города в третий раз был избран Дорин Киртоакэ, обойдя во втором туре лидера фракции социалистов в парламенте Зинаиду Гречаную. Также победой левых сил окончились выборы главы Бельцов, второго по величине города республики, — там примаром стал как раз Ренато Усатый.
На этом фоне с началом осени в Кишиневе возобновились протесты — причем на этот раз ПСРМ явно старается возглавить движение, выступая организатором демонстраций вместе с «Нашей Партией» Ренато Усатого. Когда в воскресенье протестующие подошли к парламенту, оттуда к ним вышли представители ПСРМ и пожаловались на то, что другие партии отказываются собираться на чрезвычайное заседание палаты.
В начале сентября в центре города удавалось собрать до 40 тысяч протестующих, которые даже разбили палаточный городок, но позже энтузиазм кишиневцев спал. Учитывая, что в ближайшее время выборов в республике не намечено, то выгоды от сотрудничества с протестующими в краткосрочной перспективе социалисты получат только в случае развития сценария «цветной революции» — это, конечно, не исключено, но маловероятно, учитывая, что протесты идут уже много месяцев, а привели пока только к отставке премьер-министра, положение которого и без того было крайне неустойчивым.
Так что последнее слово останется за правительством — решит ли оно отвечать на провокации митингующих, заявивших о создании «национальной гвардии», то есть неподотчетной центральной власти структуры, или будет ждать естественного затухания протеста.