Уже третий день северокорейские пограничники удерживают российский грузовой теплоход «Терней», на борту которого 14 наших моряков. Теплоход возвращался во Владивосток с грузом из южнокорейского порта Пусан. 5 декабря, находясь в Японском море, он попал в шторм. Высота волн превышала 3,5 метра, скорость ветра - 20 метров в секунду. Для спасения судна и экипажа капитан решил укрыться в более спокойных водах ближе к берегу. Но там судно задержал северокорейский пограничный катер.
«Терней» стоит на якоре возле мыса Мусудан под охраной северокорейских пограничных катеров. Представители КНДР считают, что сухогруз нарушил морскую границу Северной Кореи и требуют, чтобы судно проследовало в ближайший порт. Капитан «Тернея» отказывается выполнять это требование.
Однако представитель компании «Ардис», которой принадлежит «Терней», заявляет, что экипаж не нарушал норм международного морского права. Как утверждают в российской компании, капитан «Тернея» получил разрешение на заход в территориальные воды КНДР, чтобы переждать шторм.
Российские дипломаты обратились к властям КНДР с просьбой разрешить встречу с экипажем задержанного судна. Однако, как сообщил по телефону РИА «Новости» генеральный консул РФ в городе Чхонджин Евгений Валькович, в ответ им поставили условие: судно должно быть досмотрено, сняться с якоря и прибыть в ближайший крупный порт - Кимчак (Кимчхэк).
По словам генконсула, он как иностранный гражданин не может быть допущен в район нынешнего нахождения судна, который является закрытой зоной.
Как сказал Валькович, капитан судна не соглашается на досмотр и переход в порт. Этот вопрос, по словам дипломата, рассматривается судовладельцем «Терней» во Владивостоке, куда сухогруз шел из южнокорейского порта Пусан.
Валькович выразил надежду на то, что уже к концу дня удастся решить вопрос о дальнейшей судьбе судна и ему удастся встретиться в Кимчаке с экипажем и оказать соответствующую помощь. Город Чхонджин отделяют от порта Кимчак около 200 километров.
В дело вмешался и Союз российских судовладельцев, который с позиций международного морского права потребовал от властей КНДР «положительного решения проблемы». Однако, несмотря на такие активные меры, от властей КНДР до сих пор не получен официальный ответ о причинах задержания теплохода.