Примерно с неделю происходит вялотекущий скандал по поводу книги Геббельса. Наконец, все, вроде бы сошлись на том, что ее следует изъять и запретить, издательство как-нибудь наказать и, вообще, это все ужасно. Но 19 августа история сделала некоторый поворот.
Вообще, история какая-то мутная, видимо - связанная с тем, что новостных поводов в этот август мало. Согласно Ленте ру, "о появлении в книжных магазинах Петербурга и Москвы романа Геббельса сообщила газета "Метро" 12 августа 2013 года".
По данным "Метро", в столице роман продается в книжном "Москва". Ну вот, видимо кто-то там увидел: вах, Геббельс! И решил, что надо об этом написать. Что делать, с материалами плохо. Но обеспокоились в другом городе: прокуратура Санкт-Петербурга начала проверку информации о том, что в книжных магазинах города появился роман Йозефа Геббельса "Михаэль". В прокуратуре пояснили, что проверка связана с возможной "экстремистской направленностью" книги.
Вот тут непонятно - зачем проверять магазины, когда сначала надо посмотреть список экстремистской литературы и обнаружить, что роман в него не входит (в нем есть другой труд — мемуары "Геббельс Йозеф. Дневники 1945 года. Последние записи"). Ну а тогда следует купить экземпляр и отдать его экспертам, чтобы они выяснили степень экстремизма. И, далее, по процедуре внесения в список.
Нет, ну понятно: вах, Геббельс, как можно! Но это просто романтика малочитающих людей - книг всяких злодеев наиздавали выше крыши, ну и ничего. То есть, и в самом деле ровно ничего. А также сколько, например, издано всяких типа исторических опусов, которые не имеют к реальности никакого отношения, ну – кроме факта своего существования? И что, собственно, вреднее (ну, для общества) – не обращать внимания на дурные книги или же раскручивать их такими представлениями?
Роман
Наиболее тщательно книга исследована тут:
"Роман Геббельса "Михаэль. Германская судьба в дневниковых листках" был издан в этом году издательством "Алгоритм" в серии "Проза великих". В аннотации к изданию говорится, что роман был написан "задолго до того, как его автор занял крупные партийные посты в Третьем рейхе". "Роман проникнут осязаемым влиянием Гете, Ницше, Достоевского, Евангелия, - пишет автор аннотации. - Некоторые спорные моменты, имеющиеся в романе, сегодня представляются безусловным анахронизмом, но следует помнить, что в эпоху, когда роман был создан, они имели не маргинальное, а широкое хождение во всех слоях общества, потому мы не вправе упрекать автора за те или иные взгляды, которые даже не могли являться его личными".
Впервые это литературное произведение было издано при поддержке нацистской партии в 1929 году. Главный герой Михаэль Фоорманн - ветеран Первой мировой войны, вернувшийся с фронта в Германию. Михаэль ведет дневник, в котором описывает свою жизнь и излагает свое мировоззрение.
Несмотря на заверение издательства о далекости романа от политики, в нем содержатся антисемитские идеи, ставшие затем одними из главных линий пропаганды Геббельса, возродив в XX веке самый одиозный христианский средневековый кровавый навет на евреев:
"Христос не может являться евреем. И я должен доказать это, только сперва не по-научному. Вот так!"
"Христос - первый по размаху противник евреев. "Ты сожрешь все народы!" Он объявил им войну. Поэтому еврейство убрало Его с дороги. Ибо Он перетряхнул до основания их грядущее мировое господство. Еврей - это ложь в человеческом обличье. Он впервые в истории прибил ко кресту вечную Истину в обличье Христа. Это дюжину раз повторялось в последующие двадцать столетий, а сегодня повторяется снова".
В общем, тут сразу вечная проблема с приписыванием слова персонажа автору. Ну, мало ли по какой причине персонаж сделан вот таким? Ок, все знают, кто такой Геббельс, так что легко согласятся с тем, что тут он излагает свои личные воззрения. Ну, туповатые. Но уже работает то, что именно этот туповатый автор и стал впоследствии этим самым Гиммлером. Так ведь, пожалуй, и хорошо, что это издано? Тогда ведь наглядно видно, из чего что складывается? И, соответственно, позволяет понять, какие точки зрения могут иметь за собой какие именно последствия.
Издательство
Разумеется, факт издания опуса издательством "Алгоритм" в серии "Проза великих" – несомненный показатель вкусового уровня издания. Но, с другой-то стороны - именно такой вкус и обеспечивает некоторое процветание – и вовсе не только "Алгоритму". Тут уж на что пенять? Только на времена и нравы.
По поводу издательства в только что цитированном материале сообщается: "Издательство "Алгоритм" уже вызывало протесты правозащитных и еврейских организаций некоторыми изданными книгами. Издательство дважды не было допущено на книжную выставку NON-FIXION. В ноябре 2012 года издательство выпустило книгу от имени участниц группы Pussy Riot, без согласования с участниками группы. Книга была снята с продажи".
Ну, тут как – недопуск на NON-FIXION, это дело бытовое. Решило издательство сунуться – сунулось, а не получилось – не беда. Можно посмотреть, какие именно стенды бывают на нон-фикшне, некоторые точки тоже удивят неискушенных борцов за все светлое и гигиеничное.
Опять же – протесты издательство вызывало, но о санкциях против него не сообщается. Вообще, они там много что издают, вовсе не зацикливаясь на какой-то определенной идеологии. Можно на сайте посмотреть. Сейчас там сверху анонс чрезвычайно патрррриотической книги: "Жданович Р. Древности руссов. Где искать славянский Парфенон?"
Серия, в которой книга вышла, называется "Наша Русь". Аннотация: "Последнее время хорошо заметна публицистическая работа, направленная на окарикатуривание облика древнерусской цивилизации. Показывать руссов примитивными варварами, мажущими жертвенной кровью губы деревянных "идолов", вновь, как и в эпоху Байера, Миллера, Шлецера, стало модно и выгодно. Оспаривается сама реальность русского этноса".
Или вот "онлайн-анонс": "Феликс Эдмундович Дзержинский, основатель советских органов..."
Тут дело понятное: есть такая мутная вода, в которой издательство ловит каких-то кривых и снулых рыбок. Ну, потребителям нравится, раз уж издательство живо. К слову, после начала этой истории появилось заявление "Алгоритма" о том, что Геббельса могут выпустить и вторым тиражом.
А директор "Алгоритма" С.Николаев поделился историей успеха. По его словам, пока не последовала реакция общества на выход романа Геббельса, серия "Проза великих", в которой он вышел, продавалась слабо. "Мы не так много книги сделали в этой серии – Муссолини, Рериха, Черчилля - и больше ничего не нашли. Они не очень пошли, народ не очень понял, зачем читать произведения слабых авторов. Хотели даже выбрасывать уже, но тут такая кампания активная. Все раскупили, много людей звонят, и хотят прочитать эту книжку. Я не очень понимаю, почему их нужно ограничивать в этом желании ее прочитать", - сообщил он АиФу.
А теперь им и Дума поможет - глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству П.Крашенинников сообщил на пресс-конференции, что депутаты "обратятся в прокуратуру в связи с появлением в свободной продаже книги главного идеолога Третьего рейха Йозефа Геббельса". Не говоря о том, что писал, собственно, еще не идеолог - так почему в прокуратуру и за что именно следует карать – кого, кстати? Судя по всему, карать предлагается книготорговцев. Притом, что такого полно издавалось и продавалось – хоть "Застольные разговоры" аж Гитлера, хоть воспоминания Шелленберга.
Общественный резонанс
Резонанс был, понятно, в какую сторону. Наиболее развернуто от общественности выступил Н.Сванидзе, "Геббельс как классик". Развернуто, но несколько путано: "Сначала немного об издательстве. Нельзя сказать, что оно сильно удивило, поскольку давно демонстрирует экзотические литературные пристрастия, причем с вполне определенным акцентом. То есть наряду с художником Николаем Рерихом, философом-эзотериком Еленой Блаватской публикуется автор занимательных книжек о Гитлере Ольга Грейгъ и в широком ассортименте — коллектив авторов газеты "Завтра" во главе с Александром Прохановым и Владимиром Бушиным. Вот теперь — Геббельс..."
То есть, он что ли даже поддерживает издательскую политику "Алгоритма" – имея в виду разнообразие его интересов. Ну, он же не утверждает, что Проханова с Бушиным тоже надо немедленно тово…
Любопытнее то, что Сванидзе пересказывает то, что узнал о книге из СМИ, и тут же (не читая) делает выводы:
"Можно подумать, что читателю предложено насладиться ранним Гейне, или Байроном, или совсем юным Лермонтовым. Что счастливо обнаружена и подарена миру ранее неизвестная проба гениального пера за подписью «Антоша Чехонте» или, скажем, «пасечник Рудый Панько» — из того роскошного малороссийского сказочного бреда, который кошмарил Владимира Набокова: проживи подольше этот лукавый пасечник, могла бы не родиться планета Гоголь!
Речь, однако, как известно, идет не о светлом гении. Равно как не идет она и о гении зла, неотразимо, демонически притягательном. А идет она, речь, о мелком бесе, бездарном и отвратительном выродке".
Собственно, трудов светлых гениев на свете куда как меньше числа изданных книг. Опять же, какое отношение к теме все это имеет? Да, собственно, и сам Сванидзе в своих программах тоже не о светло-чистых гениях рассказывал. Ну а то, что книгу он не читал – так дальше он сам ссылается на Д.Быкова, который "утверждает, что роман Геббельса — совершенно беспомощная в литературном отношении поделка". Свою оценку Сванидзе производит из конкретно озвученной позиции: "Я читать беллетристику Геббельса в любом случае не собираюсь". Ну, речь-то не о том, что вдруг Геббельс окажется гением, но уж очень смешной и традиционный формат высказывания: не читал, читать не собираюсь, но выскажусь непременно. И высказался. Ура, - потому что теперь Геббельс не пройдет.
Дает он и совет издателям: "Публикация юношеского романа Геббельса может быть оправдана только в том случае, если сопровождается внятным и развернутым "разоблачительным" предисловием, в котором доходчиво говорится о личности автора, о мерзости совершенных им преступлений, нулевой художественной ценности его текста". Слово "разоблачительным" у него тут закавычено напрасно.
Словом, книгу надо запретить, и заодно сделать вывод: "В нынешней атмосфере социальной озлобленности, лихорадочного поиска врагов, главным образом среди "чужих", и искусственно нагнетаемой сверху и подпитываемой снизу шовинистической реваншистско-милитаристской истерики призрак фашизма почти открыто бродит по стране. И любой восьмидесятилетней давности текст любого нацистского лидера будет воспринят как нечто остроактуальное и вызовет живейший интерес".
Как хорошо, что Н.Сванидзе не знаком с состоянием книжных полок по истории в любом магазине - то есть, ему хорошо. Иначе бы совсем разволновался. Или что же, именно данного Геббельса он считает настолько гениальным, что - даже не читая - ощущает в этой чухне невиданный идеологический потенциал? Вообще, это же так уютно – бояться прошлого.
19 августа
19 августа ситуация не так, чтобы развернулась полностью, но кое-как успокоилась. Один из руководителей "Мемориала" Ян Рачинский на "Эхо Москвы" был вполне даже толерантен, сообщив, что – как это передают на сайте – "Мемуары одного из министров нацистской Германии - Йозефа Геббельса могут быть изданы в России, если целью этой публикации является исследование, а не пропаганда". Скорее, тут журналисты напутали, не считать же, что Рачинский принял роман Геббельса за мемуары, мемуары-то как раз запрещены.
Словом, "Любая книга, представляющая интерес для понимания истории, имеет право быть изданной, если эта публикация ставит целью именно исследование и изучение, а не пропаганду. Именно с этой точки зрения надо рассматривать появление всякого такого издания". Впрочем, у него тоже требования "все зависит от того, есть ли у издания грамотный научный аппарат, предисловие, объясняющее, что за человек написал эту книгу, почему, и зачем ее нужно изучать".
То есть, книгу он тоже не видел, иначе бы обнаружил уже существующую аннотацию и мог бы выражаться конкретнее. Опять же, нюанс – а ведь вносить или не вносить книги в список запрещенных на основании аннотации – это, по своему, тоже веселое действие.
Высказался и Лимонов, сделав это довольно заковыристо: "Я давным-давно читал это произведение на иностранном языке. Это раннее произведение Йозефа Геббельса. Ничего такого особо нацистского в этом романе нет. Все так дико всполошились". Ну да, "на иностранном языке" – столько их знает, что не может вспомнить - на каком именно читал.
Мало того: "Этот роман не так плохо написан. Он был талантливым человеком. Если он враг, это не повод отрицать его талант", - сообщил Лимонов. "Чиновники хотят нас учить. Нас воспитывают как детей. Мы не дети. Мне 70 лет, я интеллектуал, я сам разберусь. У других людей также хватит сил понять, что к чему. Не надо ничего запрещать, особенно, в сфере культуры. Все должно свободно продаваться. И "Моя борьба" Гитлера должна быть в продаже. Книга Гитлера не такая уж талантливая, она довольно глупая, проникнута диким, тупым антисемитизмом. И все это дела давно минувших дней".
Но лучше всех себя чувствует все тот же директор издательства "Алгоритм" С.Николаев. Вот, его уже и на "Эхо Москвы" позвали. Там он и пояснил, что цель публикации была самой благородной, она состояла в том, "чтобы заставить людей размышлять о феномене фашизма".
Мало того, он даже одобрил инициативу депутатов Думы о проверке правомерности данного издания в России – она для него "правильная", так как в прямые обязанности депутатов входит задача "разбираться в таких сложных непростых ситуациях": "То, что запрос подают - это правильно. Если запретят, мы ее издавать не будем, а если не запретят - то я не очень понимаю, почему бы нам ее не издавать. Есть список запрещенной литературы - мы ему следуем. Мы вообще очень законопослушные люди".
Ну и что в итоге? Одной глупой книжкой стало больше, а их на свете уже столько, что какая разница. До проведения данной рекламной кампании, разумеется.