будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 21, 2025
Страна
Светова Зоя

Кнут и пряник для правозащитников

На днях рассказали анекдот: “У Владимира Владимировича Путина спрашивают: “Что случилось с вашим правозащитным движением?” "Оно раскололось”,- отвечает президент.

Анекдот на то и анекдот, чтобы утрируя ситуацию, указать на тенденцию, к которой эта ситуацию тяготеет. Впрочем, о возможном расколе в российском правозащитном движении говорят уже давно и разговоры эти особенно обостряются, когда правозащитники в очередной раз задаются вопросом: следует ли тесно сотрудничать с властью и входить в околовластные структуры?

Существует мнение, что без близкого общения с представителями правоохранительных и властных структур добиться успеха в области правозащиты практически невозможно. Но означает ли это, что для эффективной защиты прав необходимо встраиваться в вертикаль этой самой власти?

В очередной раз эта непростая ситуация обострилась на прошлой неделе. 27 сентября президент Путин подписал указ “О дополнительных мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации”. В указе всего четыре пункта. Первый из них касается создания Международного правозащитного центра(МПЦ) на базе Комиссии по правам человека при президенте России. Этот институт должен заняться защитой соотечественников в дальнем и ближнем зарубежье, а кроме того осуществлять мониторинг правозащитных организаций по всей России. Как рассказал “Полит.ру” один из возможных претендентов на пост исполнительного директора МПЦ, бывший лидер патриотического движения “Духовное наследие” Алексей Подберезкин, новая правозащитная структура, кроме всего прочего, будет укреплять международные связи и принимать иностранные делегации. Не мудрено, что подобные заявления напомнили многим Комитет защиты мира времен Советского Союза и заставили предположить, что МПЦ будет больше заниматься пропагандой, нежели непосредственно защитой прав человека.

Кроме того, в президентском указе говорится о снабжении региональных комиссий по правам человека “материально-техническим обеспечением”, то есть помещениями и телефонной связью. А также предлагается “учитывать предложения правозащитных организаций при реформировании составов создаваемых ими совещательных и консультативных органов”.

Указ готовился председателем президентской Комиссии по правам человека Эллой Памфилой на протяжении нескольких месяцев, подписание его было воспринято государственной правозащитницей с большим восторгом. Памфилова рассказала журналистам, что этот документ  станет для региональных общественников некой охранной грамотой, которая будет защищать их от недобросовестных чиновников, сопротивляющихся общественному контролю. А , кроме того, по Памфиловой, подписанный указ поможет становлению “новой волны правозащитного движения”. Ничего не сказала Элла Александровна о том, что в указе говорится не обо все правозащитных организациях, а в основном о комиссиях по правам человека в субъектах федерации, то есть о правозащитниках, заведомо лояльных власти. Те, кого власть считает “неконструктивными” и “жирующими на иностранные гранты”, как не были включены в региональные комиссии, так и не будут после указа. Ничего не сказала Памфилова и о реальной угрозе, которая нависла над деятельностью неправительственных организаций.

Речь идет о так называемых "грантовых поправках" в Налоговый кодекс, принятых Госдумой в первом чтении летом этого года. В случае окончательного их утверждения и подписания президентом будет парализована или, возможно, приостановлена деятельность сотен тысяч общественных организаций в России.

Сейчас гранты, на которые живет абсолютное большинство некоммерческих организаций (НКО), не облагаются налогом на прибыль и являются самыми прозрачными материальными средствами. Они выделяются на конкурсной основе, гласно, с обязательным скрупулезным отчетом об использовании каждой копейки. Казалось бы, российская власть, которая к месту и не к месту говорит о гражданском обществе и ратует за его успешное построение, должна была бы радоваться этому факту и приветствовать филантропические начинания, создавая для них благоприятные налоговые условия. Но, судя по предложенным правительством поправкам, все получается с точностью до наоборот.

Согласно одной из поправок в Налоговый кодекс, НКО смогут получить грант только от тех доноров, которые будут внесены в правительственный перечень. При этом не оговаривается, по каким критериям будет отбираться тот и ли иной фонд-"донор". Те же грантодатели, которые по тем или иным причинам не попадут в пресловутый правительственный перечень, будут вынуждены платить налог на прибыль. И это первое "ноу-хау", которое полностью противоречит международной практике.

"Изменения в 23 и 25 статьи Налогового Кодекса предполагают введение единого правительственного списка российских доноров. И это беспрецедентно, - рассказывает президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе. - Мы расцениваем это решение, как реакцию на независимость фонда "Открытая Россия" и других независимых от государства программ. Риторика последних лет была нацелена против зарубежных доноров и впервые в послании президента Федеральному собранию было сказано о "сомнительных коммерческих и групповых интересах" , обслуживающихся НКО. Спустя пять дней поправки в Налоговый кодекс были внесены в Госдуму. Понятно, что в правительственный перечень грантодателей не попадут политически неугодные "доноры" и физически не пробьются местные фонды, которые в разных городах и регионах стали возникать в последние годы".

Вторая поправка, которая также парализует деятельность российских НКО, касается иностранных и международных грантодателей. Теперь иностранный донор сможет предоставлять не облагаемые налогом на прибыль гранты только в том случае, если каждый грант будет оформлен в Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при правительстве РФ. Эта комиссия, существующая уже несколько лет, до последнего времени утверждала лишь крупные программы технической помощи суммой в несколько миллионов долларов. Сейчас законодатели предлагают регистрировать в этой Комиссии тысячи мелких грантов по несколько тысяч долларов. Оформление этих документов в единственном на всю страну правительственном органе затянется на долгие месяцы.

Более того, в пакете материалов, необходимых для регистрации в Комиссии, необходимо предоставить письмо от администрации того города или региона, где будет реализовываться проект. Чиновники должны дать свое согласие на то, что будут контролировать целевое использование средств, выделенных по гранту. И это второе наше "ноу-хау".

Теперь местный чиновник будет решать, подписывать ему или нет рекомендацию для той или иной неправительственной организации. Можно предположить, что его решение будет зависеть как от политической конъюнктуры, так и от суммы "отката", который он может потребовать от заинтересованной в гранте организации. Некоторые иностранные доноры уже заявили, что рассматривают принятие одиозных поправок в Налоговый кодекс как политический контроль за их деятельностью и поэтому свертывают свою деятельность в России.

Сейчас представители НКО готовят свои поправки ко второму думскому чтению изменений в Налоговый кодекс. Одновременно с этим разворачивается интрига с "государственной поддержкой правозащитного движения". Предполагается преобразовать Комиссию по правам человека при президенте России в Президентский Совет по работе с правозащитными организациями. И хотя в частных разговорах члены Комиссии по правам человека не скрывают, что разочаровались в ее работе, поскольку им удалось сделать ничтожно мало, и по большей части сомневаются в том, что Совету удастся сделать больше, они все же продолжают убеждать себя и других в пользе сотрудничества с властью. Надеясь, что хотя бы помешать принятию "грантовых поправок".

Но такая позиция обречена на поражение. Власть все равно будет добиваться – кнутом и пряником - того, что задумала: встраивания правозащитников во властную вертикаль, а заодно и раскола правозащитное движение.

Светова Зоя
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).