Федеральная статистическая служба в очередной раз порадовала нас низкими темпами инфляции (7,82% за январь – август текущего года), что снова делает актуальной тему реальной и официальной инфляции, потому что расхождение между этими двумя показателями до неприличия большие.
Надо отметить, что инициатива находится на стороне официальных статистиков, потому что в их руках разветвленный аппарат по сбору первичной информации и, добавим, не менее изощренный аппарат по «коррекции» этих данных. Первичными данными они нас все равно перекроют, а разбор аналитического аппарата, с помощью которого искажаются данные первичной отчетности, займет слишком много времени и места. Поэтому, чтобы опровергнуть данные статорганов, нам обычно приходится прибегать к другим методам. Например, вместо данных о динамике цен на конкретные товары и услуги использовать данные о динамике денежной базы и ВВП, считая, что разница между темпами их роста, за рядом исключений, – это и есть инфляция.
Но сейчас мы не будем использовать противопоставление официальной динамики товарных цен и динамики денежных агрегатов. Для проверки предлагаемых населению России статистических данных мы воспользуемся информацией о ценах на товары в розничной торговой сети г. Москвы за последние два года. Эти данные собирал экономический обозреватель «Полит.ру», сочетая полезное с полезным – он ходил в магазин за покупками, сохраняя чеки, которые пробивали в кассе при оплате купленных товаров. За два года их накопилась достаточно, чтобы проверить официальные данные на основе собственной статистической базы. При этом мы, естественно, оговариваемся, что вкусовые пристрастия и финансовые возможности экономического обозревателя могут не совпадать со средними показателями покупателей, которыми обычно оперируют статистические органы. Однако кое-какие выводы сделать все же можно, так как ничего сверхъестественного в торговой сети нам приобретать не приходилось.
Мы специально не приводим здесь ни названия продуктовой сети, ни названия фирм-производителей продуктов питания, чтобы избежать невольного product placement. Также по возможности мы сохраняем орфографию наименования продуктов, пробитых на кассовых чеках. Средний итог чека – от 500 до 1000 рублей за одну покупку. Все цены приведены с учетом НДС.
Надо также иметь в виду, что здесь речь пойдет именно о розничных ценах товаров потребительского назначения, а не об инфляции. Хотя у нас любят употреблять это слово где надо и где не надо, в том числе в таком диком словосочетании, как «инфляция цен на потребительском рынке», мы все же считаем, что инфляция – это обесценение денежной массы и «инфляции» на каком-то отдельном товарном рынке быть попросту не может.
Итак, первое, что попадается в длинном продовольственном списке, – это сосиски молочные. В январе 2005 года они стоили 109 руб. 90 коп. за килограмм, в октябре – 114,9 руб., а в марте 2006 года – уже 137 руб. 90 коп. Рост за 14 месяцев – на 25%. Потом вкусы у экономического обозревателя поменялись, и он перешел на сосиски Венские, которые в январе 2006 года стоили 115 руб. 90 коп., а в октябре 2006 года – 127 руб. 41 коп. (рост на 10%).
Рядом с сосисками находится другой продукт, ничем им не уступающий первому по степени важности, а иногда даже превосходящий его. Это «мясо говядина лопатка». Данный продукт особенно ценен не только своими потребительскими свойствами, так как это действительно чистый кусок говядины без всяких костей и жил, в вакуумной упаковке (напоминающий брусок хозяйственного мыла), но и тем, что его очень удобно использовать для статистических сопоставлений. Как был он чистым килограммом мяса год назад, так и остался. Только цена поменялась – с 99 руб. 80 коп. в октябре 2005 года до 106 руб. 90 коп. в январе 2006 года и 122 руб. 40 коп. – в октябре 2006 года (рост на 7% и 14,5% соответственно).
Другой товар, постоянно возбуждающий аппетит, – это бедро курицы с приправой. Когда-то, в апреле 2005 года, оно стоило 52 руб. 90 коп. за упаковку весом 900 грамм, в конце года – 67 руб. 90 коп., а в октябре 2006 года – 84 руб. 90 коп. Итого рост цены на 28% за прошлый год и на 25% - за текущий.
Как можно видеть из этого списка, рост цен на основные продовольственные товары значительно опережает индексы госстатистики. Однако надо отметить, что по ряду товарных позиций имеет место противоположная динамика. Например, яйцо куриное отборное, стоившее в феврале 2005 года 29 руб. 50 коп. за десяток, в октябре того же года стоило 22 руб. 50 коп. Правда, в декабре оно подскочило до 26,5 руб., но в марте 2006 года снизилось до уровня 24,9 руб., на котором продолжает оставаться и по сей день. Поэтому снижение средней цены на 16% можно зафиксировать со спокойной совестью. Но на этом набор товаров с позитивной для потребителя динамикой цен заканчивается.
Впрочем, приведенных товарных позиций и так вполне достаточно, чтобы опровергнуть данные федеральной статслужбы о крайне низком росте потребительских цен. Конечно, их товарная корзина гораздо больше, чем наша, и в нее входят такие товары первой необходимости, как макароны, гречневая крупа и картошка, которые в цене практически не меняются, но вот что касается мясных продуктов, то здесь рост стоимости вполне внушительный. В среднем мы можем его оценить в 15%, что в два раза выше официальных 7,82%. Хотя и это, конечно, еще не предел, потому что наши данные приводятся по ценам дискаунтера. А если взглянуть на цены в более дорогих магазинах, там темпы роста могут оказаться гораздо выше. Поэтому, к сожалению, официальные статистические данные, как всегда, приходится корректировать в сторону повышения, и коэффициент повышения равен двум.