будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 9, 2025
Страна
Муравьев Алексей

Когда запоет Алконост

Когда запоет Алконост
alconost
Алконост. Лубок

Возвращение Мавроди, волны программ про инопланетян и экстрасенсов, триумфальные репортажи о посевной - медиапространство легло в дрейф. Мы вошли в начало реверсивной фазы дурного цикла. Циклизм не дает двигаться вперед, все три наши птицы, религия, наука и литература, умолкли. Социум в режиме имитации деятельности. Пора выходить из цикла и его режима имитации. Выход - в общем самостоятельном деле. Тогда и мистика будет здоровой, и в инопланетных праотцах не будет нужды.

1. Циклическое движение против фабрики смыслов

На видном месте Садового кольца в Москве висит здоровенный плакат. С него на москвичей смотрит улыбающийся разыскиваемый полицией Сергей Мавроди в тренировочном костюме и весело подмигивает. Добро пожаловать назад, дескать. Цикл прошел фазу, это стало понятно, когда отовсюду зазвучали старые советские песни и зареяли красные флаги. У зрителя ТВ иллюзия возвращения в конец 80-х еще сильнее, не хватает только «Прожектора перестройки». Погодите детки, будет и свисток. На экране – перемежающиеся лица каких-то многозначительных дикторов, вещающих о летающих тарелках, тайной миссии СС, пирамидах как порождении инопланетного разума и параллельных реальностях, а в качестве приправы - репортажи про успехи селекционеров. Циклизм мифологичен и рождает мифы, это дорациональная, архаическая вещь.

В конце 80-х на исходе прошлого цикла волна мутного псевдонаучного мистицизма и экстрасенсорики с неизбывным привкусом конспирологии была отчасти понятна: коллапс государства, социальная трансформация, потеря цели и направления жизни для многих, новые смыслы без мистического и литературного оформления – для немногих.

Все смыслы у нас порождает пророческий слой, говорящий тремя языками: религиозно-мистическим, литературно-поэтическим и научно-рациональным. Как три птицы русской старины: таинственный Сирин, вещий Гамаюн и мудрый Алконост. Тогда хоть из последних сил пели две последние, а теперь все три умолкли. 

В начале путинской модернизации смыслы стали возникать на основе общего понимания, что православие – последний бастион, церковь - единственная здоровая «часть общества» – и она вытащит всех к смыслу и вверх. Этого не происходило. Оказалось, что церковь – не «часть», а институт, который так же недостаточен, как все остальное, и его надо самим «лепить». Государственность на входе в новый цикл пришлось строить не из больших смыслов, а из подручных вещей, получился бриколаж, самопал. И хотя накапливалось ощущение хаоса, пока работала инерция, казалось, что есть линейное движение, мы преодолели цикличность. С декабрьских событий инерционное движение остановилось. Новые смыслы вроде смутно появились, а «большой» православный смысл церковью никак не генерировался. Скорее наоборот, - работал только внутренний, поддерживающий субкультуру изнутри. Внутренняя мистичность русской культуры не получила целостного оформления. А тут еще и зазор между мессианскими ожиданиями и церковной реальностью… Сирин не запел.

Научное сообщество также перестало выступать в профетической роли – оно не развенчивает антирациональный псевдонаучный мистицизм, устало отмахивается и расписывает худосочные гранты. Литература, которая была второй нянькой здоровой русской мистики, заснула на присуждении очередной литературной премии. Вроде язык не поворачивается вычесть массовую литературу из русской культуры совсем, но и включить ее туда не выходит. Даже молодые писатели дремлют.  Вдруг что-то скажет, например, Прилепин или умная Фанайлова, эхо есть, а движения нет. Потому что мы опять внутри цикла,  движение реверсивное, то туда, то сюда. Фабрика смыслов встала.

2. Холостой ход требует имитации

От реверсивности возникает пустота мотиваций и объяснений, а за ними - медийный дрейф в обратную сторону. Когда цикл переходит в реверсивную фазу, он работает на холостом ходу. Начинается заклинание иррациональным мистицизмом, возвращается безумие праздности. Это такое безумие, когда общественный организм ничем толковым не занят. Так, пустяки какие-то. Политики бубнят что-то уже даже не противное, а некий набор бессмысленных слов, официальные медиа транслируют смысловое зеро. Возвратный ход  вызывает и «пожелтение» медийного пространства, и оглупление зрителя. Глупец сидит по обе стороны экрана.

В условиях простоя, холостого хода, неизбежно сваливание в тотальную мифологизацию, ибо с реальностью отношения не очень складываются.

Реальность требует движения, а мистические танцы вокруг псевдонаучных мифов – нет, ведь сами мифы покоятся. Вот мифологизаторы и стали вновь любезны народу: в научные учреждения звонят из центральных телеканалов с просьбами «рассказать про инопланетных основателей нашей цивилизации».  Количество «сенсаций» об останках «четырехметровых»  людей, обломках НЛО, экстрасенсах и прочем стало зашкаливать. Чумака с Кашпировским вытащили из чулана.

Появился новый паранаучный жанр – компилятивные многотомные труды с громкими названиями, тешащие национальное самолюбие. Из бездны восстали различные сказители мифов о том, что мы-де, русские – вечные жертвы, пассивные игрушки могучих темных сил… Впрочем, забубнить и замусорить головы настолько, чтобы люди стали верить всему, уже не получится. С одной стороны, с зимы у нас пошла дифференциация , а значит, структурность не даст оглупеть до конца. С другой – интернет. Чтобы сделать, как в 30-е годы в Германии, нужен был шквал немецкого романтизма накануне. Без романтизма нет ни больших преобразований, ни большой глупости, ни большой крови, но у нас сейчас вряд ли получится «заглупить до управляемости», хотя мифлогические истории про пришельцев и магов служат именно этой цели.

Наше медиапространство отключилось от большой «фабрики смыслов» и переключилось на обслуживание замкнутого цикла. Что и понятно – все три цеха этой фабрики работают c выстроенной иерархией производства, а иерархии нет. Но на смене фазы растет ощущение несоответсвия, абсурда. Тут бы и включиться наконец защитным силам, заговорить трем языкам – религии, литературе и науке, запеть трем птицам – Сирину, Гамаюну и Алконосту. Но в режиме холостого хода инерция большая, цикл держит самой своей архаической структурой, рутинизацией. Сад закрыт, птицы  не поют.

Псевдонаучное полуплагиторское творчество, яркие, но бессмысленные пиар-жесты солидарности с прошлым, уфологический мистицизм – это все из одной бочки налито. В основе всего этого имитация деятельности. Плагиатор и недобросовестный ученый имитирует научную рефлексию, пиар-жесты имитируют политическое, рассказы про «тарелки» имитируют мистическое, рассуждения о. Чаплина про десятину - ритуальное и сакральное. В действительности же нет ни того, ни другого, ни третьего. Есть запрос, нет ответа. Холманских и Мединский – это одно и то же назначение. Митинги поддержки власти попсой и большие телевизионные глаза по поводу НЛО и экстрасенсов – это не разные вещи, а одна и та же. Имитация для размывания смысла.

3. Как выйти из цикла

Но цикличность, реверсивность – это не фатум, а просто привычка архаическая. Заданности тут нет:

технологически выстроенное  большое общее дело со своей внутренней структурой мобилизации размыкает цикл.

Дело это может быть только рационально понятным и самозаводным, как, например, у Лизы Глинки.

Есть в нынешней ситуации смены реверсивной фазы свой плюс: понятно, какие задачи можно ставить для размыкания цикла: вернуть на место смысл, перезапустить литературу и искусство в профетической функции, сделать аскетизм трендом, начать говорить о православной мистике в рациональных категориях. Науку – ужимать и ужимать, пока из нее не выдавится весь имитационный режим. Вот тут все ругают Ливанова, что он хочет «сократить» бюджетных студентов. А, может, и это такой своеобразный аскетический прагматизм – лишить, чтобы получить новое качество? Тогда и мистика встанет на то место, которое ей в нашей культуре уготовано – место цели и оформления аскетики. Проще говоря, ради большой цели надо меньше потреблять и делать «ради других». Не нужно будет ничего имитировать, ибо появится смысл. Запоет мудрый Алконост – запоют и другие птицы.

Муравьев Алексей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).