В жаркие июльские дни, когда и земля и люди по всей России изнемогали от неслыханной засухи, умер Юрий Дмитриевич Черниченко, один из самых острых и ярких публицистов последних десятилетий Советской власти. Его называли великим раздражителем, ибо аграрные очерки, публиковавшиеся им в толстых журналах, его телевизионный «Сельский час» вызывали отчетливое неприятие Системы и ее сторонников.
Я называл его «начальник цеха», ибо считал лидером отряда сельских публицистов, к которому принадлежал и сам. И на книжке очерков, которую он же доброжелательно отрецензировал для «Советского писателя», так и надписал – « начальнику цеха от одного из его работников».
В некрологические черниченковские дни Анатолий Стреляный, ныне обозреватель радио «Свобода», а тогда один из наиболее ярких представителей того же сообщества, вспомнил, как, узнав от Юрия Дмитриевича о смерти Брежнева, приехал к нему, застав там небольшую компанию близких им по духу журналистов.
«И что мы начали делать после первой или второй рюмки? – рассказывает Стреляный. -- Юра Черниченко взял свою толстую тетрадь, он каждый день ее заполнял, это огромные, толстые тетради, их у него, наверное, целая комната ими забита, и стал записывать прогнозы на будущее каждого из нас, кто как видит будущее. Потому что 25 лет брежневщины позади, как корова языком слизала. Мы, конечно, не сомневались, что советская власть будет вечно, но какие-то варианты каждый предсказывал: вправо повернем, влево, к демократии, к фашизму и так далее. Сначала я их всех выслушал и сказал: "Ребята, не будет ни того, ни другого, ни третьего, ни пятого варианта, а будет мешанина из того, что ты сказал, Черниченко, из того, что ты сказал, Карпинский, из того, что ты сказал, Лещенко. Будет неведомая нам, причудливая мешанина реформ, полуреформ, переворотов, черт знает чего! И таким образом жизнь будет находить какое-то свое русло, в котором нам придется плыть, пока бог даст".
Все мы тогда занимались прогнозами. Помню, как в середине восьмидесятых годов в Москве, в редакции журнала «Октябрь», собралась небольшая группа литераторов. В редакцию приехал консультант ЦК КПСС Владимир Федорович Башмачников, чью статью на сельские темы журнал только что опубликовал. И разговор шел о будущем российского сельского хозяйства в случае демократических перемен в стране.
Будущее это казалось нам тогда ясным и прямым, как взлетная полоса аэродрома. Конечно, землю – крестьянам. Но не жить же им парцеллярным (парцелла – мелкий земельный участок, термин тогда модный, заимствованный у Маркса) хозяйством. Дальше они сами будут добровольно объединяться по функциональному технологическому принципу – сбытовые, снабженческие, кредитные кооперативы.
Не нами это придумано, мировой опыт имеется, европейские фермеры все кооперацией повязаны. Значит, не колхозы, а сеть сельскохозяйственных кооперативов цивилизованных фермеров. И виделись нам шведские и канадские выхоленные поля и упитанные коровы, грезились неслыханные в России урожаи и надои. А почему бы и нет? Народ наш трудолюбив и смекалист, освободить бы его от власти идеологических догм, дать землю, а там «эх, зеленая, сама пойдет…»
Я впоследствии не раз вспоминал этот разговор, приезжая в первой половине девяностых годов в так называемые «свои», то есть много лет наблюдаемые районы, и примеряя к увиденному ту вымечтанную мерку.
– Ты что, больной? – говорили старые знакомцы. – Ну, какой нормальный крестьянин полезет в это фермерство? Разве что юрод какой ради идеи или кто-нибудь из местного начальства, чтобы по дешевке огрести кредиты да на себя технику перевести. Посмотри, что с первыми-то произошло, кто поверил этой мечте? Как бились и мыкались они, продавая последнее из нажитого, как обворовывали их, жгли и материли, как выгоняло начальство из кабинетов, как горбились они круглосуточно, а потом все по ветру шло. Когда никакой закон не действует, а только власть беспардонная, когда деньги скачут как сумасшедшие и кредит тебе, если и дадут, то под заоблачные проценты, когда кругом злоба и зависть, какое тебе фермерство? Умный-то крестьянин понимает: сиди себе тихо на своем приусадебном участке, который всегда прокормит, уворовывай остатки колхозного добра и жди лучших времен.
Весной 1991 года, когда Советской власти оставалось жить полгода, те же мысли, что воодушевляли нас в том редакционном разговоре, повторяли на своем съезде делегаты только что созданной Черниченко крестьянской партии. Если убрать экономические подпорки государства, утверждали они - дотации на мясо, молоко, - то слабые колхозы просто развалятся. А сильные должны стать кооперативами свободных земледельцев. Это были голоса зарождающегося российского фермерства.
Зал съезда партии украшал трехцветный российский флаг. И лозунг – желтые буквы на зеленой ткани: «За свободный труд на свободной земле». Среди делегатов нередко встречались костистые, худые люди с легкой сумасшедшинкой в глазах. Некое юродство было в их манере поведения. И думалось, что только человек, мягко говоря, нестандартного мышления, а вернее сказать, сельский диссидент пойдет нынче в фермеры. Это ж лбом стену прошибать. О том, какова эта стена, говорили с трибуны. Делегат от Липецкой области, бывший сельский учитель, а ныне – пчеловод, рассказывал, как пытался он у себя на селе собрать ячейку крестьянской партии. В какое бешенство приходили местные начальники. Закрывали двери красного уголка, гнали из кузни на улицу. Грозили, совестили, чтоб отказались от такого невиданного в России дела.
Черниченко, слушая такие речи, накалялся гневом. В новые времена он стал народным депутатом последнего союзного парламента, а затем – сенатором, членом Верхней палаты первого российского парламента. Партия – крестьянская, фермерская – его любимое детище и оружие в борьбе с председательским корпусом, который он годами защищал и пером и телекамерой. А теперь, объединившись в аграрную партию, этот корпус стал главным охранителем старых порядков на селе и противником фермерского движения.
Свою борьбу за новую деревню, против «агрогулага» (термин именно им запущенный в обиход) Черниченко вел с присущим ему общественным темпераментом и с парламентской трибуны, и с журнально-газетных страниц, превращая каждый этап этой борьбы в яркое театральное действо. Стоило чувашскому председателю Айсину, разгневанному разговорами о необходимости передать крестьянам землю, прислать депутату Черниченко телеграмму с предложением выделить ему землю – посмотрим, мол, что ты с ней, городской писака, будешь делать, как публицист разразился в популярнейшем тогда журнале «Огонек» очерком «Красный остров».
Но идея свободного землевладения не оставляла Черниченко, и он с головой уходит в эксперимент, рассказ о котором превратился в горький и точный отчет о первых шагах фермеров, о том, что поджидало их в действительности, пронизанной токами советского мышления, советского мировоззрения.
Это был один из последних его очерков из череды тех, что так звонко отзывались в российской читающей публике. «Ржаной хлеб», «Русская пшеница», «Про картошку», «Комбайн косит и молотит» -- все эти его произведения словно нож в масло вонзались в толщу общественной мысли, показывая, какая драма идей, драма народной жизни заключена в современном селе.
На той же ниве каждый своими художественными средствами, со своим видением мира трудились и другие писатели, начиная с того, с чьим именем связано возрождение жанра деревенского очерка – с Валентина Овечкина. Это его «Районные будни», публиковавшиеся в первой половине пятидесятых годов прошлого века, были первой, еще робкой попыткой правдивого разговора о деревенском житье-бытье. А потом последовали знаменитые «Рычаги» Александра Яшина, «Живой» Бориса Можаева, очерки Бориса Екимова, Анатолия Стреляного, Анатолия Иващенко… Они выходили с преодолением цековских цензурных заслонов, и каждая такая публикация была гражданским поступком, политическим деянием.
Но вот наступили девяностые годы, деревня переживала период распада колхозов, разрыва устоявшихся хозяйственных и социальных связей, а крестьянин получил личную и экономическую свободу, с которой он не знал, что делать. Процессы на селе идут мучительные, если не сказать трагические, а сельский публицист молчит, и сам его жанр как-то вдруг исчезает со страниц - как журнальных, так и книжных. И ведь никаких тебе преград – ни ЦК, ни ЧК не ограничивают свободу творчества, свободу анализа – пиши -- не хочу. Так нет – молчание, словно бы не только перья исчезли, но и сам материк сельский, где обитает около трети населения российского, вымер. И молчание это продолжалось и в девяностые, и в нулевые годы. Перечисли нынешнему тридцати-сорокалетнему читателю вышеназванные имена – скорее всего, плечами пожмет.
Я составил несколько лет назад антологию сельской публицистики 50-х – 80-х годов от Овечкина до Черниченко, полагая, что современному читателю, коль скоро его хоть в какой-нибудь мере занимает история государства российского, будет интересно ощутить движение общественной мысли в послевоенный период. Но ни одно издательство не откликнулось, видимо, воспринимая такой сборник как скучную архаику. Надо сказать, что большинство его авторов отошли в мир иной, и некоторые довольно давно. Вот и Черниченко умер, последние десять лет тяжело болея. Стреляный, автор некогда так волновавших читательское воображение очерков о своем родном украинском селе Старая Рябина, ведет обзоры писем на радио «Свобода», но о деревне – русской ли, украинской ли, - насколько я знаю, не пишет. Работает разве что Борис Екимов, с элегической грустью описывая вымирание своих донских хуторов. Но ведь и ему за семьдесят.
Почему же нынешнее поколение публицистов обходит сельскую тему? Как-то в редакции журнала «Дружба народов», где я публикую очерки по материалам поездок в «свои» глубинные сельские районы, я посетовал на известного рода творческое одиночество. В те же восьмидесятые я ощущал себя в среде единомышленников – журналистов и литераторов, основательно изучающих деревню, систематически пишущих о ней и имеющих обратную связь. Иногда журналы и издательства устраивали встречи с читателями, которые давали незабываемое ощущение контакта с аудиторией. Сейчас же чувствуешь себя в изоляции, словно делаешь дело не особенно нужное – читатель пописывает, читатель почитывает.
В ответ мне было высказано соображение, что о прежних временах вспоминать бессмысленно. Тогда и журнал, и издательство, и Союз писателей могли послать литератора в хорошо оплачиваемую командировку, а потом еще и заплатить очень недурной гонорар, на который можно было жить. Нынче же журнал беден, денег на командировку у него нет, книжному издательству эта тема, как правило, не интересна, прежде всего, по экономическим соображениям. Вот и тянется журналистская молодежь к гламурному журналу или хорошо оплачиваемой газете, которые тебе тему закажут иной раз не без желтизны, но, во всяком случае, скорее завлекающую читателя, чем «Хождение по руинам», как назвал статью о моих очерках последних лет журнал «Журналист», имея в виду руины сельского хозяйства.
Это мы, старики, можем себе позволить за свой счет отправиться в «свой» район, пожить там у знакомого крестьянина, поковыряться в местных бедах, выискивая их истоки, сопоставляя «вчера» и «сегодня», а потом месяц сидеть над литературным очерком, за который тебе заплатят по нынешним меркам гроши. Ты беден со своей пенсией, журнал твой беден, но зато оба вы свободны думать и писать все, что считаете нужным.
Получается, что причиной исчезновения сельского очерка является отсутствие общественного запроса. Был бы спрос, было бы и предложение. Но почему исчез этот запрос? Почему интеллигент семидесятых-восьмидесятых годов взахлеб читал на страницах толстых журналов очерки, подчас набитые цифровыми выкладками и агротехническими тонкостями, передавая их из рук в руки и обсуждая в кухонных застольях, а сейчас воротит нос от такого очерка, даже если он изредка и появится в журнале? Ответов на этот вопрос может быть несколько. И, прежде всего, такой: сейчас иное отношение к литературе, она перестала быть формой действия, методом возбуждения общественного сознания. Есть роман – для одних Маринина, для других - Пелевин, Улицкая, которые отвечают интеллектуальным, эстетическим запросам или потребности в занимательном чтиве, есть Интернет, который дает массив информации. Наконец, есть телевидение. Литература как форма действия не нужна. Как форма познания действительности – пожалуй.
Есть и другой вариант ответа на наш вопрос. Ослаблен интерес к столь далекой от горожанина сфере жизни, как село. Оно предстает с одной стороны – живописной картинкой за стеклом автомобиля, а с другой – черной бездной, где доживают свой век те, кто не смогли или не успели уйти в нормальную городскую жизнь. Оно как адский котел, приоткрыв крышку которого прекраснодушный наблюдатель спешит закрыть ее, ощутив испарения вымирания, пьянства, нищеты. «Я часто езжу по России, - восклицает иногда с телеэкрана депутат Госдумы или иной общественный деятель, - если б вы знали, что представляет собой современная российская деревня, какой это ужас!»
Но если пренебречь подобными восклицаниями, то приходится констатировать, что корневая патриархальная связь с деревней, присущая российскому городу еще лет тридцать назад, из поколения в поколение ослабевает и становится эфемерной для родившегося в городе обитателя современной компьютерной цивилизации, усвоившего психологию дачника. Рожденный от человека, который много лет брал отпуск для того, чтобы вскопать огород у матери в деревне и запасти ей сена для коровы, он мечтает о пригородном коттедже в тенистом саду и иномарке, на которой можно за полчаса добраться до офиса. Его отец ощущал свою связь с селом не только через родительское подворье, которое подкармливало его домашними харчами, но и у прилавка магазина или рынка, который худо-бедно, но как-то пополнялся колхозной продукцией. Теперь же осознается другая связь – между проданной нефтью (цена на нее волнует даже домохозяйку) и импортными мясными и молочными продуктами. Что там на селе – это уже из области политической риторики, прилавки, что бы ни было, – полны. Ну, а то, что поголовье скота в стране дошло до небывало низкого уровня, что идет массовая люмпенизация крестьянства, сопровождаемая повальным пьянством, что в условиях безработицы сельскую семью спасает лишь личное подсобное хозяйство – так кого это волнует?
И если современный компьютерно подкованный россиянин заинтересуется этой ситуацией с точки зрения нынешнего своего экономического бытия, то, пощелкав клавишами персонального информатора, он с помощью Интернета упрется в расклад, который его вполне устроит. В советские времена Россия держала большое количество скота и птицы, пропуская через их желудки в том числе и купленное за границей зерно и получая крайне низкие привесы и надои. Теперь же, в условиях рынка, она сократила объем нерентабельного животноводства, покупая «ножки Буша» в США, сыры – в Голландии и Дании, где эту продукцию производят с более низкими затратами труда и кормов. Иными словами российское животноводство оказалось неконкурентоспособным на мировом рынке. Соответственно сократилось поголовье скота и производство кормового зерна. Зачем же выращивать кормовое зерно, если мало скота? Более того, даже при сокращении посевных площадей в обычный незасушливый год зерна хватает и для продажи на экспорт. Вот и весь расклад. Но не будем дальше углубляться в это российское противостояние читателя и писателя. Посмотрим, как оно выглядит в других странах.
Где-то в начале девяностых Виталий Алексеевич Коротич, который тогда преподавал в Бостонском университете, попросил меня проконсультировать своего коллегу – американского профессора, писавшего книгу о сельском хозяйстве России. При этом уже к тому времени бывший редактор «Огонька», с которым я проработал несколько лет, пояснил мне, что в Штатах нет сельской публицистики в нашем понимании этого слова – литературность, политический темперамент, сочетание экономического анализа и социального мышления – всего того, что идет в России от народнической традиции Глеба Успенского. Там исследованиями сельской жизни занимаются не писатели, а ученые, университетские профессора. Собственно, и у нас село было объектом исследований не только литераторов, но и экономистов, социологов, историков. Но, во-первых, каждый из них изучал этот объект с позиций своей науки, а, во-вторых, был ограничен идеологическим диктатом партии, непреложными марксистскими догмами, вызывающими недоумение у всякого объективно мыслящего ученого. Тот же профессор, которому просил помочь Коротич, проявив некоторое знакомство с официальным представлением о советской общественной структуре, будучи наслышанным и о ведущей роли рабочего класса, и о стирании граней между городом и деревней, о строительстве социально однородного общества, не понимал: почему, если в селе колхоз, то люди там принадлежат к кооперированному крестьянству, а если – совхоз – к другому слою – рабочему классу. Правда, и я этого тоже не понимал. И характер работы, и уклад жизни и у тех, и у других был одинаков.
Надо сказать, что к этому времени в Москве с легкой руки профессора Манчестерского университета, ученого с международным именем Теодора Шанина уже начала формироваться новая для России наука – крестьяноведение. В содружестве с историком Виктором Петровичем Даниловым, социологом Татьяной Ивановной Заславской британский социолог привлек к этой комплексной дисциплине немалый отряд специалистов. В середине девяностых годов начала работать Московская высшая школа социальных и экономических наук, так называемая Шанинка, а при ней центр крестьяноведения и сельских реформ, стали проводиться полевые исследования, проходить научные конференции и семинары, выходить ученые записки Центра, издаваться работы классиков мирового крестьяноведения -- Джеймса Скотта и самого Шанина, книги интереснейшего исследователя современной русской деревни Татьяны Григорьевны Нефедовой…Словом, научная жизнь бурлила, вызывая ироническое замечание одного из участников этого процесса: «Село умирает, а наука о селе цветет как никогда».
Но это именно наука, которая делается учеными на деньги различных фондов и университетов, зачастую зарубежных. И когда я снимаю с полки книжку Нефедовой «Неизвестное сельское хозяйство, или зачем нужна корова?», которая являет собой образец сельской публицистики, и вижу, что она написана в соавторстве с Джудит Пэллот, а рядом с грифом российского академического института географии, где работает Нефедова, стоит гриф Оксфордского университета, я понимаю, что деньги на это фундаментальное исследование, на поездки по России, на социологические опросы нашлись, скорее всего, у Оксфорда, а не у нищего института географии.
А попробуйте открыть сборники «Крестьяноведение», издаваемые Шанинкой и набитые глубокими аналитическими работами. В конце вы найдете рецензии на новые книги о российском селе самой разной проблематики – социологической, исторической, экономической. Там наряду с русскими именами авторов – американские, японские, английские фамилии. Это, конечно, хорошо, что российское крестьяноведение, едва родившись, вошло в мировую науку. Но нельзя не отметить и другое: западные ученые находят средства на исследования о нашем селе, а мы часто пользуемся западными грантами.
Книжка Нефедовой имеет тираж 600 экземпляров, сборник «Крестьяноведение» -- 500. Для научного труда, для ученых записок – так и положено. Возьмите монографии по физике, химии, геологии – такие же тиражи. Но ведь в этих монографиях трактуются проблемы, касающиеся узкого круга специалистов. А здесь? Другая книжка Нефедовой называется «Сельская Россия на перепутье». Открыв наудачу пятый сборник «Крестьяноведение», натыкаюсь на заголовки статей: «Одинокие фермеры», «Сельские „миры“ России». «Новые инвесторы в аграрной сфере». Да в прежние времена статьи и книжки с такими названиями издавались бы тиражами в десятки, сотни тысяч экземпляров и раскупались бы, как издавались, раскупались и обсуждались статьи и книжки Черниченко. А теперь эта тематика становится достоянием академической науки, объектом потребления нескольких сотен специалистов.
И снова тот же вопрос, который можно счесть риторическим, - что же происходит? Нет запроса? Есть общественная уверенность в том, что нефть прокормит? Но ведь речь идет не только о колбасе. Вымирание села, заброс пашни, опустынивание целых районов ведет к деградации национального расселения. Без сельской формы расселения нация становится ущербной. И недаром даже Израиль, государство, в значительной степени созданное иммигрантами-горожанами, активно реализовывал идею кибуцев – сельских поселений. Сионистские идеологи при этом преследовали не только цели продовольственной безопасности. Они понимали: надо чтобы земли были освоены, чтобы люди жили не только в городах, только тогда национальное существование полноценно. Но это Израиль с его крохотной территорией, а что же говорить о России, занимающей около 13 процентов земной суши и производящей на ней чуть более 2,5 процента общемирового валового продукта? Может быть, освоение своей территории и является национальной задачей? И сельская публицистика в решении этой задачи может служить своего рода набатным колоколом. Но он замер, этот колокол, перестал звонить, обозначая тем самым не столько время наше - сколько безвременье.