В последние месяцы много говорится о развитии туризма на южных направлениях – в Сочи, в Крыму, но не менее важным для России является туризм северный.
В феврале 2013 года была утверждена стратегия развития Арктической зоны, в октябре того же года принят план мероприятий по реализации этого документа, в который вошло и развитие арктического туризма.
Руководителем одного из регионов Русского Севера – Мурманской области – является Марина Ковтун, посвятившая развитию туризма многие годы – в должности заместителя председателя комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации области, заместителя начальника управления Федерального агентства по туризму, а также отдел по развитию туризма Департамента экономического развития области.
Уже на посту главы области она рассказывает о туризме с вдохновением, говорящим о том. что эта сфера остается для нее любимой.
По словам Ковтун, цитируемым «Морским бизнесом», в 2014 году будет завершена реконструкция пирса дальних линий, затем проведена реконструкция Мурманского морского вокзала. В планах областного правительства и создание арктического музея с комплексной современной интерактивной экспозицией, отражающей историю освоения российской Арктики и развития атомного ледокольного флота.
Прорабатывается возможность участия Мурманской области в межрегиональном проекте «Русский Север» в формате железнодорожного тура. Путешествия будут проходить на комфортабельных туристических поездах «Северное сияние» с остановками в городах для проведения экскурсий, анимационных программ. По мнению Марины Ковтун, разнообразие природных ландшафтов позволяет развивать в регионе горнолыжный туризм, центром которого является город Кировск. На основе государственно-частного партнерства реализуется проект развития инфраструктуры горнолыжного туризма в Хибинах, в частности строительство подъемников.
Вскоре после принятия Стратегии развития губернатор в интервью РБК-ТВ рассказала о возможностях туризма в своей области более подробно. По ее словам, туризм стал визитной карточкой области. Практически все виды туризма, распространенные в арктической зоне, говорит Ковтун, носят эксклюзивный характер – откуда еще можно отправиться на ледоколе на Северный полюс, кроме как из Мурманского порта? С помощью «Атомфлота» развиваются арктические туры в разны направлениях.
Широко известен в мире рыболовный туризм – в область приезжают из 40 стран мира, чтобы поймать дикого атлантического лосося. Впрочем, большинство «рыболовных туристов» сегодня – уже россияне. По словам Ковтун, «Кольский полуостров – лучшее, что ты можешь знать о рыбалке».
Кроме уже упомянутого горного кластера, многих привлекает сплав по рекам – и даже дайвинг в Баренцевом море. А еще – экстремальные путешествия на квадроциклах, вполне легальная охота (куропатки, тетеревы, лоси, медведи, волки).
Мы попытались разобраться в том, как смотрят на туристические перспективы региона и Русского Севера в целом эксперты из разных сфер деятельности. Приводим подборку первых комментариев
Есть разные виды туризма. Рыболовецкий и охотничий туризм ориентированы на мужчин в том возрасте, когда они могут нести значительные траты на этот туризм. Эти виды туризма не очень эластичны по числу участников, так как это дорогостоящий вид отдыха. Понятно, что Мурманск на это ориентирован, частично — север Сибири, Кольский полуостров. Но я не очень верю в то, что там у нас большие резервы. Там можно повышать уровень цивилизации соответствующего бизнеса и повышать его доходность, но экологическая нагрузка ограничивает число потребителей. Например, по Европе эти туристы все посчитаны, как правило, это люди, состоящие в туристических обществах и т. д. Здесь может быть потенциал для роста, но по числу туристов это, сто процентов, не история, например, Астрахани.
Что касается круизного туризма, то здесь мы не добиваем. Точки, которая была бы притягательной для этого туризма в России сейчас нет и вряд ли она появится с учетом портов и с учетом состояния городов вдоль возможной туристической трассы — Архангельска и других городов, относящихся к островам. Предполагаю, что это не будет международная история. В большей степени это внутренняя российская история и внутренний рынок.
Паломнический туризм вряд ли тоже сильно вырастет. Это связано с хрупкостью северной природы, хотя там есть удивительные места.
У нас выросло и продолжает расти число горнолыжных туристов. Но для тех, кто работает с горнолыжными курортами, всегда возникает сложная ситуация с тем, чем их загрузить летом.
В советские времена у нас всегда были сильные круизники по рекам. Это Енисей и Лена, но, насколько мне известно, сейчас больших кораблей там практически не осталось, хотя, в общем, потенциал и Лены и Енисея в этом отношении сохраняется и когда-нибудь он вырастет.
Есть отдельные точки, которые уникальны с точки зрения истории. Это, скажем, Тобольск в Тюменской области, это Енисейск в Красноярском крае. Но, скорее всего, это тоже будут локальные истории.
Вероятно, внутренний туризм будет расти, однако Севера — это специфические направления и очень дорогая история. Местный туризм будет, как и сейчас, локально развиваться вокруг крупных городов будет развиваться. Другое дело, что крупных городов у нас на севере не так много.
Как Кольский полуостров, так и округа Тюменской области останутся туристическими центрами для охоты и рыбалки. Там есть несколько озер, которые сами по себе уникальны, там совсем небольшой приток туристов извне, но эти места будут постепенно цивилизовываться. Массового туризма мы все равно здесь не добьемся — слишком короткий период времени, когда он существует. А как потом содержать все это, когда сезон пройдет? И слишком сложные инвестиции, в частности, в людей, обслуживающих этот бизнес. Поэтому все со временем будет, но мы не должны рассчитывать на сопоставимое число туристов с обычными туристическими зонами.
На финансовое состояние регионов, той же Мурманской области, туризм не окажет большого воздействия. Однако он даст возможность цивилизовать собственные города, для отдельных территорий, районов, поселений это может быть и существенный доход.
Я вижу хорошие перспективы северного туризма, потому что та же Мурманская область, та же Ленинградская область, та же Карелия - совершенно уникальные места. Надо предотвращать их в ресурсы, как принято сейчас говорить, и торговать этим. Я считаю, что здесь и инвестиции будут, и маркетинговая работа нужна вдумчивая.
С окупаемостью могут быть вопросы, но на то и есть государственно-частное партнерство. Как правило, тяжелые вопросы берет на себя государство, инфраструктурные вопросы, а продажу этого дела берет на себя частная предпринимательская группировка, так сказать.
Говоря о Кольском полуострове, там есть, в частности, и замечательные горнолыжные курорты под Кировском. Климат конечно тяжеловат. Если проводить аналогии с Финляндией, то северные районы страны морозные и горы там скромные, но вместе с тем народ туда ездит. Кто нам мешает подобную инфраструктуру сделать и торговать этим продуктом? Тем более, что у нас акцент делается на развитии внутреннего туризма, а если говорить о въездном туризме, то у нас богаче природа в этих районах. В инфраструктуру все конечно упирается, но тут надо работать с этим вопросом.
Главным же условием развития туристической отрасли в регионе, в первую очередь, должно стать привлечение инвестиций. Положительный пример в этом плане я считаю Сочи — когда принимается решение на высшем уровне руководства страны, то и деньги появляются и участники появляются. То есть с одной стороны это государственно-частное партнерство, а с другой стороны здесь и частные инвестиции, причем в достаточно больших объемах. Тут уместно вспомнить и строительство Храм Христа Спасителя в Москве. Примеров тому много — как сейчас Крым начинает осваивается. В этом случае политическая воля решает все эти проблемы.
Я думаю, что нам надо обеспечивать принятие соответствующих решений на высшем уровне. Вопрос развития туризма на Русском Севере вполне решаем и все объективные показатели к этому есть.
Кольский полуостров, как туристический центр имеет большие перспективы развития. Если шесть лет назад про Рыбачий и Средний (полуострова на севере Кольского полуострова - «Полит.ру») не знал никто, то сейчас большое количество туристов ездят туда в составе групп и самостоятельно. Спрос на туризм растет с каждым годом. В настоящее время наиболее привлекательными местами в регионе являются такие направления, как тундры, Сейдозеро, а также Хибины, которые уже стали определенным брендом полуострова.
Основным направлением туризма в регионе является приключенческий туризм. Зимой популярны горнолыжные и снегоходные туры, летом — пешие прогулки. При этом пиком туристической активности на Кольском полуострове является осень, а точнее середина сентябрь — как раз в это время можно увидеть северное сияние. Отдельный момент уделяется тому, как выбрать детский снегокат - для детей от года? Этот вопрос актуален с точки зрения удобства и безопасности для молодых родителей.
Кольский полуостров привлекает российских туристов отсутствием большого турпотока, необычной природой, благоприятной экологической обстановкой, а также своей идентичностью.
Интерес к полуострову есть также и со стороны иностранных туристов, однако для них основной преградой для посещения являются сложности с оформлением погранпропусков. Иностранцы отдают предпочтение этническому туризму, однако это скорее единичные случаи, нежели серьезный туристический поток. Это связано с тем, что сейчас на туристическом рынке нет устойчивого продукта, который можно продвигать среди иностранных туристов.
Основная проблема развития туризма в регионе - недостаток инфраструктуры. Существуют проблемы с местами проживания туристов, в частности с базами отдыха и гостиницами. Развивать это нужно аккуратно, чтобы не загубить природу. Скорее следует делать аналог Финляндии с ее с экоотелями, пятизвездочные отели там однозначно не нужны.
Нужно понять, куда мы пускаем туристов, а куда мы их не пускаем для того, чтобы через 5-10 лет мы совсем не потеряли этот регион. Большое количество неорганизованных туристов «убивают» Кольский полуостров тем, что загрязняют тундры и его природные зоны. Следует решить, делать ли ставку на экологический туризм, или же продолжать развивать массовый.