Предыстория: в среду Федерация работодателей Украины заявила, что с 14 августа Россия заблокировала украинский экспорт.14 августа пояснений с российской стороны не было. Даже зам.начальника пресс-службы Федеральной таможенной службы РФ Н.Карасева ограничилась словами: "В Федеральной таможенной службе России по этому вопросу комментариев нет". Молчали и прочие госструктуры РФ. И, что уже и есть чисто комедия – ничего не выяснилось и в четверг, 15-го.
Например, журналистам в четверг в департаменте пресс-службы и информации правительства РФ сообщили: "В правительстве озабочены сложившейся ситуацией (на российско-украинской границе), поскольку это сказывается на торгово-экономических связях. Но это решение таможенных органов, а на уровне правительства никаких решений по регулированию импорта из Украины не принималось".
Таможенная служба РФ продолжает молчать, причем – с чувством собственного величия: начальник управления по связям с общественностью этого ведомства А.Смеляков заявил: "ФТС России комментарии по этому поводу не дает". Иными словами, никаких пояснений, почему ФТС РФ ведет себя именно так.
Разве что источники российского агентства "Прайм", "знакомые с ситуацией", подтвердили, что действительно был ужесточен профиль системы управления рисками на границе с Украиной. По их данным, соответствующее распоряжение таможенникам было спущено сверху. Кто такой "сверху" - не пояснено. Правда, было такое пояснение: "Критерии системы управления рисками - это внутренняя закрытая система таможни, критерии меняются регулярно, но только сейчас в эту систему включили все товары (украинских экспортеров)".
Уточнение здесь состояло в том, что на украинской границе профиль системы управления рисками меняется обычно в "высокий" сезон овощей и фруктов. "В это время дополнительному контролю подвергаются фуры с продовольствием, плодоовощной продукцией. Такое происходит каждый год, но в этом году изменения коснулись и непродовольственных товаров", - сказал собеседник "Прайма".
Более-менее официальный ответ от России дал председатель комитета Госдумы по делам СНГ Л.Слуцкий в комментарии "Эху Москвы". По его словам, трудности с прохождением украинскими товарами российской таможни "во многом вызваны просто бюрократией, поскольку Украина не является членом Таможенного союза". И тут же стал уверять, что никакой политики в этом нет: эти действия "не являются каким-то шантажом или побуждением для Украины к членству в ТС, поскольку такими действиями можно было бы добиться только отрицательного результата".
Тут две загадки. Во-первых, российские, значит, не собирались заниматься шантажом, чтобы не "добиться отрицательного результата", но все равно ж добились его своими действиями. Во-вторых, по такой логике у России сейчас должны быть такие же проблемы со всеми странами, не входящими в ТС. Но нигде не сообщается, что возникли проблемы у импорта, например, из ЕС.
Самое странное, что с этой точкой зрения полностью согласен укр.премьер Азаров, который повторил позицию Слуцкого, сказав, что проблемы в торговых отношениях с Россией связаны с образованием и структурированием Таможенного союза. А затем чего призвал СМИ "искусственно не раздувать и не преувеличивать ситуацию", называя ситуацию "якобы существующим конфликтом".
Не, ну заценим красоту! Пояснение "собеседника "Прайма"" прекрасно: в этом году в овощи и фрукты по указанию сверху включили и все остальное. Даже металлопрокат.
Политика или не политика?
Ну вот как-то сложно заставить себя считать, что все это не политика, а как-то так, само по себе. Тем не менее, российская сторона в лице Слуцкого уверяет, что никакой политики нет, а премьер Азаров почему-то поддакивает на тему "образования, структурирования и формализации Таможенного союза".
Что ли стороны тихо хотят пояснить дело исключительно процедурными вопросами? Но реально ли остаться вне политики, учитывая, что сама-то проблема остается и только крепчает? Само по себе это тоже комедия, поскольку по факту (и это объективная реальность) Россия односторонне меняет правила экономических отношений, ссылаясь на свои нормативы. А после этого в РФ хотят (ну, в комитете Госдумы, по крайней мере), чтобы это не считали политикой и давлением.
Разумеется, политсилы Украины трактуют ситуацию именно как политическую. Но иногда это происходит в неожиданно спокойной форме. Например, "Свобода", от которой в первую очередь можно было бы ждать пафоса в адрес "российских империалистов", нашла даже конструктив. Депутат от "Свободы" А.Мирный сказал, что "запрет Россией импорта украинских товаров подтолкнет украинскую экономику к модернизации производства и поиску новых рынков". Разумеется, он упомянул, что "Россия показывает свое истинное отношение к нам", но добавил, что "все то, что сейчас происходит, подталкивает предпринимателей к поиску новых рынков, а также к внедрению новых технологий. Так что все, что ни делается, все делается к лучшему".
Более предсказуемым был А.Яценюк, заявивший, что запрет на ввоз украинских товаров в Россию - это давление, чтобы заставить Украину вступить в Таможенный союз. Впрочем, он даже разумно добавил, что такие действия России нарушают соглашение о свободной торговле в рамках СНГ, более того - нарушают базовые принципы ВТО, членами которой являются как Украина, так и Россия.
УДАР комментировал ситуацию еще накануне. О.Продан считает, что решение таможни РФ – политическое: "Конечно же, это очевидно, шаг для того, чтобы не дать Украине вступить в Европейскую ассоциацию и подписать Соглашение об ассоциации". Она предлагает подключить к делу международные организации: "Наши обе страны являются членами Всемирной торговой организации, и сейчас правительство Украины и Верховная Рада должны инициировать рассмотрение этого вопроса в ВТО для того, чтобы были адекватные санкции по отношению к стороне, которая без каких-либо объяснений инициирует ограничения для Украины".
Провластные политики в четверг не высказывались, но еще в среду "регионал" В.Олийнык сказал, что Россия проиграет от действий своей таможенной службы в отношении украинских товаров. Он добавил: "Так нельзя разговаривать с соседями, суверенными государствами, если есть какое-то предложение к объединению". По его мнению, "Украину пытаются нецивилизованным способом склонить к объединению с Таможенным союзом", но методы российских таможенников – "инструментарий прошлого века".
Но еще раз – в четверг ни одного комментария ни от власти (не считая Азарова), ни от одного политика Партии регионов (и от КПУ, кстати, тоже).
Экономические отношения с Россией - дело разведслужб!
Нет, еще раз. Премьер Азаров связал проблемы в торговых отношениях с Россией исключительно с образованием и структурированием Таможенного союза. Но почему в результате проблем Таможенного союза останавливаются двусторонние отношения? Можно ли вообще понять, какие именно действия по рестуруктуризации ТС влекут за собой изменение требований Таможенной службы РФ?
В четверг Правительственный уполномоченный Украины по вопросам сотрудничества с РФ, государствами-участниками СНГ В. Мунтиян сообщил прессе, что Н.Азаров все же поручил правительству разобраться в ситуации с проблемой ввоза украинских товаров в Россию и для решения этой задачи создается соответствующая рабочая группа. Ну, тоже ведь комедия: сам премьер ничего понять не может и создает для этого рабочую группу.
Мунтиян сообщил, что Минэкономразвития проводит мониторинг ситуации с экспортом украинских товаров в РФ, а также активно сотрудничает с российской стороной по решению проблемы, которая возникла. Но в чем состоит это активное сотрудничество? Потому что по Мунтияну все обстоит наоборот: "На сегодняшний момент нет документов, подтверждающих, что украинские товаропроизводители нарушили законодательство Таможенного союза или Российской Федерации. Такие документы российская сторона не предоставила".
Мунтиян добавил, что Украина проанализировала нормативно-правовую базу, на основании которой Россия могла бы принять "соответствующее решение". Анализ неутешительный: "Действительно, есть общероссийский профиль риска на этапе регистрации декларации и определенный перечень предприятий, но сказать, что это носит массовый характер и есть подтверждающие документы, согласно которым в этот перечень внесены украинские предприятия или товары, на сегодня нельзя. Такими документами мы сегодня не располагаем".
Иными словами, у Украины нет никаких объяснений, никаких документов, а глава новой рабочей группы будет просто гадать, что могли иметь в виду россияне. Видимо, и задача рабочей группы состоит в том, чтобы попытаться добыть в России нормативы, которые теперь определяют режим работы ее таможни. Надо полагать, в нее наберут людей из СБУ, разведчиков.