Госдума по инициативе депутатов от Коммунистической партии поручила комитету по международным делам запросить у Министерства иностранных дел информацию о ходе переговоров с Японией о статусе Курильских островов. Депутаты обратили внимание на негативную реакцию жителей Дальнего Востока на возможную передачу островов. «Территориальная целостность нашего государства не должна быть предметом какого-либо торга и непубличных договоренностей», — уверены коммунисты. В ноябре, напомним, президент Владимир Путин и премьер-министр Синдзо Абэ договорились ускорить решение территориального спора.
Формально комитет Госдумы по международным делам должен будет запросить у МИДа «информацию о ходе и промежуточных результатах переговоров по вопросу принадлежности Курильских островов», включая «возможность возвращения к положениям советско-японской декларации 1956 года в части передачи Японии островов Шикотан и Хабомаи».
Напомним, острова Курильской гряды за последние два века несколько раз переходили из рук в руки. В последний раз Курилы, в том числе острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелаг Хабомаи были включены в состав СССР по итогам Второй мировой войны. В Токио, однако, считают, что эти острова, то есть самая южная часть архипелага, должны принадлежать Японии.
В советско-японской совместной декларации 1956 года указывалось, что СССР «в качестве жеста доброй воли» готов передать Японии Шикотан и Хабомаи, но только после подписания мирного договора. Мирный договор тогда заключить так и не удалось из-за очередного осложнения советско-американских отношений (Япония тогда, как считают многие, была де-факто оккупирована Соединенными Штатами). Россия и Япония и сейчас находятся в состоянии перемирия, это не мешает дипломатическим, культурным и экономическим отношениям, но вопрос мирного договора и статуса Курил все время поднимается во время двусторонних переговоров.
Об «ускорении решения территориального вопроса на основе декларации 1956 года» главы России и Японии Владимир Путин и Синдзо Абэ объявили 14 ноября в ходе встречи в Сингапуре. Японский премьер позже специально объяснил, что Токио не отказывается от требования всех четырех островов. А Владимир Путин указал, что «автоматической передачи» островов ждать не нужно, как бы ни развивались переговоры. Он также обратил внимание на то, что в документе 1956 года нет указания ни на сроки передачи, ни на ее форму, ни на то, под чьим суверенитетом остается территория. «Если позиция Японии не изменилась, то мы находимся там же, где мы и были»,— заявлял 17 декабря министр иностранных дел Сергей Лавров.
Одним из инициаторов поручения комитету по международным делам Госдумы стал депутат от Сахалинской области Алексей Корниенко. Он рассказал «Коммерсанту», что поводом стала обсуждаемая в СМИ «тема грядущих переговоров Владимира Путина с Синдзо Абэ, которые пройдут 21 января в Москве». По словам депутата, итоги ноябрьских переговоров лидеров России и Японии вызвали негативный отклик дальневосточных регионов, а в Южно-Сахалинске в минувшую субботу «прошел сход граждан, которые высказали свое категорическое "нет" передаче островов». «Какие-то скрытые договоренности (по Курилам) пошли, мы должны топнуть, хлопнуть и показать свой мощный кулак», — заявила на митинге одна из выступающих, депутат Сахалинской облдумы Светлана Иванова.
Отметим, что в японском парламенте также далеко не все позитивно воспринимают факт переговоров. «Наши предки боролись за то, чтобы все четыре острова вернулись в Японию вместе, и я считаю, что мы должны придерживаться этого курса», — заявил, как пишет «Коммерсантъ», депутат от основной оппозиционной Демократической партии Киёми Фудзимото.
Министр иностранных дел Японии Таро Коно на пресс-конференции 11 декабря четырежды отказался отвечать на вопрос о том, как продвигаются переговоры и какова на них стратегия Токио. Более того, за день до того, выступая в парламенте Японии, он практически так же отвечал на вопросы депутатов о переговорах с РФ. Когда в конце его упрекнули в том, что он «не выполняет свои обязанности перед японской публикой», тот ответил, что «пытается создать на переговорах нужную атмосферу».