будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Госдума политика «Справедливая Россия»
Май 17, 2025
Страна

Комплексно о реформах

Комплексно о реформах
047645
Михаил Емельянов. Источник: spravedlivo.ru

Тему реформирования российской политической системы нельзя назвать новой, предложения по этому вопросу звучат постоянно. Можно даже сказать, что процесс реформирования сейчас идёт — поправки в избирательное законодательство, призванные сделать процедуру выборов максимально эффективной и прозрачной, принимаются пакетами как на федеральном уровне, так и в регионах. Однако стоит отметить, что по сути эти поправки — скорее исключение. Основная масса предложений, с которыми выступают представители различных политических партий, правозащитных организаций и других структур, носят скорее "точечный" характер, т.е. касаются решения отдельных вопросов, а хоть сколько-то комплексных, стратегических предложений до сих пор не звучало.

И вот сделана первая серьёзная попытка сформулировать комплекс предложений по видоизменению политической системы в целом, практически во всех её основных аспектах. Её автором стал первый заместитель председателя думского комитета по государственному строительству и законодательству, замглавы фракции "Справедливая Россия" в Госдуме Михаил Емельянов. Свой взгляд на то, какие требуются изменения, он изложил в выпущенной недавно брошюре "Совместить несовместимое. Как нам реформировать политическую систему?". Емельянов заявляет, что сейчас Россия переживает "период, когда дальнейшее поступательное развитие невозможно без изменения политической системы", причём существующая система, по его мнению, "приобрела застывший характер", стала закоснелой и одним из ярких признаков этой закоснелости депутат считает низкую явку на думские выборы в сентябре 2016 года. По его словам, именно эти обстоятельства и подтолкнули его к написанию книги.

На обложку брошюры Емельянова вынесены основные вопросы, на которые он даёт ответ: "Должен ли в России Президент избираться всеобщим голосованием? Сколько партий нужно стране? Как обеспечить политическую конкуренцию? Как добиться того, чтобы выборы были честными?" Попробуем разобраться, что же именно он предлагает.

Емельянов называет одной из главных проблем нынешней политической системы отсутствие конкуренции между партиями. Он отмечает, что "потерялись различия между парламентскими партиями": "Разные позиции партий по бюджету, пенсионной реформе, налогообложению и другим социально-экономическим вопросам перестали демонстрироваться избирателю, у  которого сложилось мнение о полной однородности парламента." И этим, считает он, могут воспользоваться "несистемные элементы". Чтобы этого не произошло, Емельянов предлагает власти уйти от продвижения "правящей партии" и создать условия, которые одновременно давали бы простор для здоровой конкуренции между системными партиями и не позволяли бы проникнуть на "политическое поле" несистемным силам: " Верховная власть должна определить границы поля политической борьбы и в дальнейшем признавать её результаты."

Другой фактор, мешающий нормальной конкуренции — слабая оппозиция, которая "деградировала и выглядит неубедительно". Емельянов говорит: "Правящая партия отлажена, хотя отсутствие реальной конкуренции и на неё влияет негативно. А вот оппозиция находится в жалком состоянии. Главная задача реформирования партийной системы — это создание сильной, компетентной, авторитетной, осознающей национальные интересы оппозиции, способной осуществлять власть в случае победы на выборах." По его мнению, оптимальным способом формирования сильной оппозиции стало бы объединение имеющихся оппозиционных сил: "Мировой опыт в основном свидетельствует в пользу двухпартийности. Даже европейская многопартийность в конечном счёте сводится к двум полюсам — правоцентристскому и левоцентристскому. Европейские партии образуют коалиции либо перед выборами, либо после выборов при формировании правительств. Так зачем этот ложный плюрализм, достаточно одной сильной оппозиционной партии. Тем более что в российских реалиях три оппозиционные партии хотя и декларируют различную идеологию, в парламенте ставят в повестку одни и те же вопросы и одинаково голосуют." Дополнительным аргументом в пользу перехода на двухпартийную систему (т.е. правящая партия и оппозиция) депутат называет её большую устойчивость: "Как опять же показывает мировой опыт, там, где много партий, часто меняются правительства, возникают политические кризисы."

Далее приводится список неких требований, которым, по мнению Емельянова, должна отечать оппозиционная партия: она должна быть леволиберальной, "иметь в своей повестке не только социальные вопросы, но и быть привлекательной для умеренной части либерального электората" и т.д. И в конце концов он приходит к выводу, что "Справедливая Россия" вполне могла бы стать базой, неким прообразом такой партии.

Затрагивает Емельянов в своих предложениях и другой, один из самых важных элементов политической системы — президента РФ. Во-первых, он считает необходимым увеличить срок президентских полномочий до 7 лет. Во-вторых, он ставит под сомнение необходимость всенародных выборов главы государства: "Он — гарант конституционного строя, прав и свобод человека. Так что, каждые 6 лет конституционный строй страны будет становиться предметом политической борьбы?". Подобные вопросы он задаёт и относительно других прописанных в Конституции полномочий президента. Емельянов утверждает, что выборы президента "провоцируют сомнения в самих основах общественного устройства". По его мнению, "набор президентских функций в Российской Федерации делает идею партийных выборов Президента абсурдной". Он предлагает "подумать о консенсусном выдвижении его кандидатуры всеми политическими партиями, либо вообще отказаться от прямых выборов Президента". В качестве альтернативы всенародным выборам он предлагает "принцип Земского собора", т.е. избрание главы государства специально созываемой коллегией выборщиков по типу того, как это делается в США, или же Федеральным Собранием, по аналогии с применяемой сейчас во многих городах практикой избрания мэров городскими депутатами. Емельянов называет президента "главой социальной власти" и утверждает, что он "не должен избираться так же, как глава исполнительной власти".

Что касается правительства, то Емельянов предлагает и его формировать иначе, чем сейчас. По его мнению, кабинет министров должна набирать партия, победившая на парламентских выборах, "получившая в ходе честных выборов мандат от граждан на проведение своего социально-экономического курса". Президент же должен только назначить главу победившей партии премьер-министром. Причём, подчёркивает он, переход к такой схеме не требует особых усилий и возможен в любой момент: "Модель отношений в треугольнике «Президент —Парламент — Правительство» вписывается в существующую Конституцию и  требует не столько законодательных изменений, сколько перемен в политической практике и появления новых политических традиций."

Емельянов признаёт, что предложенная им схема переустройства политической системы "не соответствует идеалистическим представлениям о демократии традиционного либерала", но подчёркивает, что она отвечает на все существующие сейчас вызовы, а игнорирование этих вызовов действующей системой, по его словам, "чревато разрушительной революционной стихией". Ключевую же роль в реформировании политической системы он отводит президенту: "Перерезав пуповину, связывающую Администрацию Президента и партию власти, чётко очертив поле политического консенсуса, а также предмет и правила партийной борьбы, обеспечив честные и справедливые выборы, нейтрализовав деструктивные элементы, он может создать конкурентную, стабильную политическую систему, позволяющую своевременно реагировать на вызовы времени, устойчивую к внешним воздействиям и легитимную в глазах собственных граждан."

Коллеги Емельянова по Госдуме и представители экспертного сообщества очень по-разному отреагировали на появление этой брошюры. Кто-то считает его предложения логичными, обоснованными и реализуемыми, кто-то называет их "фантастикой", а некоторые говорят, что на самом деле это не более чем попытка привлечь к себе внимание властей. В любом случае эта книга — неплохой повод для раздумий.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).