Глава Сбербанка Герман Греф видит основной путь борьбы с коррупцией в развитии цифровых платформ, повышающих прозрачность деятельности чиновников. «Если будет прозрачная процессная деятельность, положенная в цифру, и с доступом рынка к этой информации, и когда каждое решение любого чиновника может быть проанализировано экспертным сообществом, и выложена оценка этого решения, коррупция начнет исчезать как явление. Я другого способа борьбы с коррупцией не вижу, кроме как цифровизация», — цитирует «Коммерсант» слова Грефа на Гайдаровском форуме, проходящем в РАНХиГС.
При этом Герман Греф раскритиковал «гонку», которую министерства устраивают в борьбе за то, чтобы стать исполнителем того или иного проекта в сфере цифровой экономики. Стремление министерств занять те или иные площадки, зачастую даже не имея необходимых компетенций, должно, по мнению главы «Сбербанка», получать противодействие «мощного антилоббистского ресурса» правительства. Стремление лоббировать свои интересы Герман Греф видит и в попытках создать закрытые экспертные советы. «Они будут бороться за то, чтобы получать деньги и строить свою закрытую систему, в которую никого не будут пускать», - заявил он.
Кроме того, глава «Сбербанка» призвал не вводить избыточное регулирование в сфере цифровой экономики и не создавать при развитии цифровых систем искусственных монополий. Вместе с тем, система, по мнению Германа Грефа, должна не бороться с крупными игроками, а помогать слабым. «Помогайте слабым, [но] не надо давить первых игроков, <...> ни в коем случае нельзя бороться с сильными игроками», – передает «РБК» его слова.
Своим мнением о заявлениях Германа Грефа с «Полит.ру» поделился руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Викторович Кабанов.
«В выступлении Германа Оскаровича стоит искать экономический подтекст. Если вы помните, когда он был министром экономического развития, он с группой товарищей пролоббировал так называемую "Электронную Россию". И Минэк был одним из исполнителей этой программы. Но по итогам этого проекта потери на нем составили десятки миллиардов. Программа долго не выполнялась и до сих пор полностью не выполнена.
Второе, что можно отметить, – то, что тема IT по финансовой коррупционности находится у нас на первом месте, откаты в этой теме могут достигать 70-80%. Об этом говорим не только мы, об этом год назад говорило Управление по вопросам противодействия коррупции. Сейчас разрабатывается система противодействия, но пока она не готова, все-таки мы имеем дело с довольно объемной и сложной сферой, мы сейчас говорим о весьма серьезном аудите. Кстати, когда была закупка оборудования в Сбербанке, про которое они говорили, что нашли самое дешевое, закупочная цена была намного дороже рыночной.
Прозрачные электронные процедуры, конечно, многократно уменьшают вероятность коррупционных рисков. Мы видим это на системе одного окна. Но это развитие, о котором говорится, может повлечь разовые возможности для заработка очень конкретных компаний, в том числе и коррупционного заработка».