Правительство России утвердило так называемую «дорожную карту» обеспечения обезболивающим больных, в том числе неизлечимо больных людей. Документ предусматривает повышение доступности наркосодержащих и психотропных обезболивающих и предполагает, что потребности россиян в обезболивании будут полностью удовлетворены в 2018 году.
Вопрос о необходимости изменений в сфере обезболивания неизлечимо больных возник еще в 2014 году, когда, по сообщениям СМИ, произошло несколько громких самоубийств больных, не получивших обезболивающих препаратов. Позже некоторые эксперты стали говорить, что самоубийства неизлечимо больных, в особенности онкобольных, были всегда, однако тогда внимание к проблеме не было привлечено.
В результате в конце 2014 года были приняты поправки к закону «О наркотических средствах и психотропных веществах», увеличившие срок действия рецепта на получение наркотических препаратов с 5 до 15 дней. Но врачи сами же заявили, что этого недостаточно, а нужно создание государственной стратегии, которая решала бы проблемы доступности лекарств.
Так появился проект «дорожной карты», разработанный членами попечительского совета при правительстве России, общественными организациями и Минздравом. Проект был согласован с Минпромторгом, МВД РФ, ФСКН, Росздравнадзором, ФАС и рядом других ведомств, а в апреле направлен в правительство.
11 июля появилось сообщение, что документ утвержден. Однако эксперты выражают обоснованные сомнения в том, что он поможет решить проблему.
Тема лекарственного обеспечения, особенно такая острая, как тема обеспечения обезболивающими препаратами неизлечимо больных, стала одним из способов привлечь внимание общества к действиям власти – в особенности в предвыборном контексте. Такое мнение высказала «Полит.ру» профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы Любовь Храпылина.
«Если говорить об обеспечении обезболивающими, о чем сейчас стали писать СМИ, то это и так должны были делать. Вся эта риторика по всяким острым социальным поводам – по старикам, детям, матерям, неизлечимо больным, нуждающимся в обезболивании – у нас в последнее время приобретает особый характер. Почему вспоминают о наиболее острых делах в предвыборном процессе? Для привлечения внимания.
Посмотрите на структуру документа, о котором идет речь – вообще всегда нужно смотреть на структуру подобных документов, будь то постановление, план, «дорожная карта», не знаю что еще. Так вот, там видно, что это – сама по себе очень правильная постановка вопроса, причем ни на йоту не выходящая за пределы тех обязательств государства, которые давным-давно уже за этим государством и исполнительными органами существуют. Но ничего сверх этого, ничего расширительного там нет.
Есть просто то, что было прежде и что государство обязано было делать. По каким-то позициям это делалось, по каким-то – нет, но все было известно, а сейчас просто концентрируется внимание на том, что эти обязательства будут исполняться. Что в этом особенного и нового, что острого? Это просто обязаны делать», – объяснила Любовь Храпылина.
По ее мнению, оснований для того, чтобы воспринимать это иначе, «дорожная карта» по обеспечению обезболивающими не дает, так как не предполагает конкретного, прописанного пошагово, способа исполнения задачи и контроля за исполнением.
«Хорошо, допустим, власти решили, что теперь будут все эти обязательства выполнять. Но тогда возникает недоумение: а где там механизм выполнения – в этих планах, «дорожных картах»? Какая это «дорожная карта»? «Дорожная карта» – это технология исполнения какого-то действия, с полной, до мельчайших подробностей, детализацией. Кто будет делать, как, из какого финансового источника возьмет средства, какими организационно-управленческими, административными технологическими проектами и действиями это будет совершаться.
Увы, в новом документе ничего этого нет, так что опять начинается написание безумного количества каких-то нормативных актов. У нас их уже столько, что их никак не выполнить! Те, что были изданы раньше, надо было бы проанализировать, убрать из них то, что неисполнимо или уже потеряло актуальность – и тогда можно было бы понять, что нужны какие-то новые. Нет, этого не делается, значит, опять начинается бодяга с каким-то бесконечным делопроизводством. За этим делопроизводством даже по таким интересным и важным делам человек не виден! А именно человек должен быть центром – субъектом, объектом – этого действия», – констатировала профессор РАНХиГС.
Говоря о необходимых требованиях к документам такого рода, как «дорожная карта» по обеспечению обезболивающими, эксперт подчеркнула, что эти документы должны носить не общерекомендательный, а предельно конкретизированный, регламентирующий характер. Причем регламент, подчеркнула она, должен быть определен таким образом, чтобы быть ясным не только для исполнителей, но и для потребителя услуги, о которой идет речь.
«Надо прежде всего разобраться: какие это будут услуги? Государственные? На каком уровне тогда, федеральном или региональном, будет лежать ответственность за предоставление всех этих услуг? Кто, в конце концов, будет осуществлять контроль и надзор за этими действиями и за отпускаемыми на них средствами?
К сожалению, такого механизма исполнения, который описывал бы все «от печки», от начала и до конца, и был бы понятен, в том числе, потребителю (ведь не только для исполнителей все эти бумажки нужны – или тогда они бумажками и остаются), в документе нет. А этот документ, регламентирующий или рекомендательный, тоже должен быть всем понятен.
Но у нас подавляющее большинство документов не несет регламентирующего характера. Есть только рекомендации кому-то и почему-то. Во что мы играем, издавая такие документы?
Прежде чем дальше разбираться в проблеме и освещать, будь то в критическом, или восторженном, или даже просто нейтрально констатирующем тоне, какие-то принимаемые на этот счет решения, нужно иметь объект для рассуждений. На мой взгляд, с этим документом в его нынешнем виде объекта для анализа и рассуждений просто нет. Потому что механизма того, как это будет делаться, с какой целью, с какими измерителями эффекта, тоже нет», – отметила Любовь Храпылина.
Комментируя идею ввести проект развития паллиативной медицины вообще в число приоритетных в России, эксперт заявила, что считает это направление крайне важным, а такой шаг – давно назревшим. По ее словам, в этом вопросе «нужна помощь откуда угодно», и важно привлекать внимание и государства, и общества, к проблеме. В то же время, возвращаясь к самому плану обеспечения неизлечимо больных обезболивающим, она еще раз отметила, что принципиальным моментом здесь является именно проработанность технлогии выполнения решений государства.
«Надо прежде всего обращать внимание на то, проработан ли там механизм исполнения. Если он не проработан, то это, скорее всего, просто очередная констатация того, что уже давным-давно на основе Конституции просто обязаны делать», – заключила Любовь Храпылина.