В пятницу продолжилась забастовка горняков шахты «Красная шапочка» в Свердловской области. 107 человек, отработав смену в ночь на 27 марта, утром отказались подниматься на поверхность. Главные требования – повышение зарплаты и улучшение условий труда. Работа шахты полностью парализована.
На шахте «Красная Шапочка» добывают бокситовую руду. Название шахта получила из-за бокситовой пыли красноватого цвета, оседающей на касках. Шахтой управляет ОАО «Севуралбокситруда» (СУБР), которое входит в объединенную компанию «Русал». В СУБР входят также шахты «Кальинская», «Новокальинская» и «Черемушская». Всего на предприятии работают 7,4 тыс. человек. По итогам 2006 года добыча бокситов составила порядка 3,388 млн тонн руды, а чистая прибыль составила 131,866 млн рублей.
Забастовка на «Красной шапочке» началась с подачи организации Независимый профсоюз горняков России на СУБРе. Бастующие по мобильному телефону объявили свои требования: повысить им зарплату с 17 до 25 тысяч рублей и отменить плановые рабочие субботы. Забастовщики выдвинули и новые требования, касающиеся организации труда на предприятии. Они просят считать началом рабочей смены момент спуска под землю. Они также требуют оплачивать им время вынужденного простоя исходя из средних показателей зарплаты, сообщает «Уралинформбюро». Также шахтеры хотят письменных гарантий от первых лиц областной прокуратуры, что они не будут подвергнуты административному и уголовному преследованию. Отметим, что недавно добиться повышения зарплаты удалось рабочим завода Ford во Всеволожске Ленинградской области.
Шахтеры сидят и мерзнут на глубине 700 метров. В четверг одного из них подняли на поверхность с температурой 39 градусов. Всего же за сутки с начала забастовки на поверхность вышли 5 шахтеров. Под землей, сменяя друг друга, дежурят бригады врачей. Представители профсоюза опустили в шахту теплую одежду, фуфайки и горячие обеды
Руководство СУБРа расценило «незаконный отказ от работы на шахте как нарушение правил трудового внутреннего распорядка, техники безопасности и охраны труда». В «Русале» действия шахтеров назвали нарушением Трудового кодекса, хотя и пообещали не увольнять шахтеров. По крайней мере сразу после их подъема на поверхность. Сразу после начала забастовки директор СУБРа Виктор Радько спускался в забой на переговоры. Одновременно был создан кризисный штаб из руководителей рудника с целью убедить людей выйти на поверхность.
В пятницу бастующих решили поддержать 700 работников шахты «Кальинская», сообщил Золотарев. Правда, в отличие от своих товарищей из «Красной шапочки», они отказались спускаться в забой и протестуют на поверхности. Всего на «Кальинской» работают около полутора тысяч человек. Правда, в «Русале» опровергают сведения о присоединении к забастовке горняков «Кальинской». Тем не менее, согласно пресс-релизу «Русала», остановлена работа шахт «Кальинская» и «Новокальинская» – «для обеспечения безопасности жизни и здоровья других работников, не причастных к данной ситуации».
В конфликт вмешалась местная прокуратура. По указанию прокурора Свердловской области Юрия Пономарева сотрудники прокуратуры Североуральска начали проверку причин забастовки. Кроме того, разбираться в конфликтной ситуации выехал заместитель прокурора области Олег Любимов, сообщает «URA.Ru».
Это уже вторая крупная забастовка на шахтах СУБРа. Первая была в 2003 году, когда ОАО принадлежало СУАЛу. Тогда 800 горняков отказались выходить на поверхность и выдвинули требования погасить долги по зарплате, увеличить зарплату, снизить нормы выработки и оплачивать работу по выходным в двойном размере. Активистов поддержали еще 5 тысяч шахтеров и их семьи, а также местная организация Независимого профсоюза горняков РФ. СУАЛ был вынужден пойти на уступки.
См. также: