будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
«Яблоко» КПРФ Кремль «Справедливая Россия» выборы губернаторов
Май 14, 2025
Страна
Петров Николай

«Кремлю есть смысл поделиться ответственностью»

«Кремлю есть смысл поделиться ответственностью»
54571_1000x749_347_e227f5d4fec8efc4e119a5ba2672836f
Фото: АГН "Москва"

Партии «Яблоко» и КПРФ пытаются добиться от власти уступок на выборах губернаторов, и, прежде всего, смягчения или отмены муниципального фильтра. Партия «Справедливая Россия» согласна с тем, что в нынешних условиях на выборах практически нет конкуренции, однако предлагает другие пути продвижения оппозиционных кандидатов.

Основной проблемой губернаторских выборов в России в настоящее время, по мнению политиков и политологов, является из чрезмерная управляемость благодаря наличию муниципального фильтра – определенного числа голосов муниципальных депутатов, которые нужно набрать любому кандидату для участия в выборах. Кандидат от партии власти силу большой представленности его партии в законодательном собрании региона, набирает эти голоса легко, но кандидатам от оппозиции сделать это много сложнее.

В связи с этим партия «Яблоко» предлагает избавить от муниципального фильтра кандидата, которого выдвигает партия, имеющая свою фракцию в Госдуме или заксобрании региона, где предстоят выборы. Эти поправки она намерена внести в Госдуму в ближайшее время. А фракция КПРФ уже внесла законопроект, разрешающий муниципальным депутатам поддерживать любое количество кандидатов в губернаторы (не одного, как сейчас), пишет газета «Коммерсантъ».

 
Фракция "ЯБЛОКО" в Законодательном собрании Карелии
 Фото: Валерий Поташов, "Черника"

В то же время партия «Справедливая Россия», по-видимому, не рассчитывает на этот путь: по данным газеты «Ведомости», предлагает ЛДПР и КПРФ выдвигать в регионах единого кандидата от трех этих партий, чтобы получить шансы на его избрание. Правда, по оценке экспертов вероятность объединения сил даже по отдельным регионам невысока.

 
Валерий Гартунг и Сергей Миронов
Анна Исакова/Фотослужба Государственной Думы

В преддверие губернаторских выборов системная оппозиция сможет добиться от Кремля определенных уступок, однако это будут уступки не совсем того сорта, которых она хотела бы. Такое мнение высказал в беседе с «Полит.ру» Николай Петров, профессор, заведующий Лабораторией методологии оценки регионального развития Центра фундаментальных исследований Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики».

«Муниципальный фильтр был введен Кремлем для того, чтобы абсолютно контролировать ситуацию на выборах. В результате мы имеем не столько выборы, сколько назначение человека президентом. Это назначение потом как бы подтверждается в ходе выборов – причем, по сути, назначенный президентом человек сам волен решать, кого он хочет видеть своими оппонентами. Если он хотел видеть в этой роли кого-то, муниципальные депутаты получали указание отдать за этого лицо подписи. Если не хочет – то даже коммунисты во многих случаях не могли набрать необходимое число подписей для регистрации своего кандидата.

К тому же, надо говорить не об одном муниципальном фильтре, который составляет еще полбеды, а по меньшей мере о двух муниципальных фильтрах. Ведь надо не просто собрать определенное количество подписей (что, в принципе, оппозиция может сделать), а надо собрать это число подписей еще и в соответствующем количестве муниципальных образований. То есть, фактически, это не дает возможность никому участвовать в выборах без соизволения на то кандидата от партии власти.

Мы видели, что на сентябрьских выборах доля оппозиции в законодательных собраниях регионов существенно снизилась. То есть, если раньше сбор подписей был проблемой, то теперь эта проблема стала еще больше. Если же говорить о предложениях, с которыми выступает оппозиция… 

 
Митинг КПРФ в Петрозаводске
Валерий Поташов, "Черника"

Во-первых, надо иметь в виду, что это условная оппозиция – та, которая обо всем договаривается с Кремлем. Кремль в том или ином виде идет им навстречу. Если они считают, что их «обижают», Кремль дает им позицию губернатора, назначает соответствующего человека – коммуниста, справедливоросса или ЛДПРовца – исполнять обязанности руководителя того или иного региона. Когда на последних выборах эта системная оппозиция показала относительно низкие результаты, то тут же ей были сделаны уступки: увеличили число советников, увеличили выплату за каждый голос, и т.д.

Вполне возможно, что на какие-то уступки Кремль пойдет и сейчас. Но важным мне кажется вот что: действующая система (по сути, система назначения губернаторов) в нынешней ситуации, на мой взгляд, негативна для самого Кремля. Она действительно позволяет сделать губернатором абсолютно произвольного человека, который, может быть, не имеет ни опыта работы в этом регионе, ни опыта работы на региональном уровне вообще. Но одновременно это означает, что такая система не способна служить защитой для Кремля.

То есть, если что-то происходит в регионе, люди думают уже не о том, что сами избрали не того кандидата, а о том, что им навязали не того кандидата. И шишки в данном случае будет получать президент – как человек, который выбрал и назначил такого кандидата. Однако из того, как нам объясняли последние назначения исполняющих обязанности, мы видим: вместо того, чтобы постепенно снизить этот жесткий, рестриктивный контроль, который существует сейчас, Кремль думает о том, как бы лучше наладить механизм отбора кандидатов в губернаторы.

Мне кажется, это абсолютно тупиковый путь, который рано или поздно продемонстрирует свою тупиковость. Но пока нет оснований считать, будто Кремль готов снижать уровень контроля.

Да, думаю, оппозиция в результате торга получит какие-то уступки, но сомневаюсь, что это будет именно ослабление фильтра в том или ином виде. Что значит разрешить муниципалам давать подписи больше, чем за одного кандидата в губернаторы? Это тоже будет сокращение для Кремля и назначенного им кандидата возможности регулировать ситуацию на выборах в любой момент по своему усмотрению.

Вообще несколько раз были случаи, когда муниципальный депутат давал подпись за того или иного кандидата от оппозиции, а потом ему объясняли, что он поступил «неправильно», и подпись отзывали – под тем предлогом, что этот депутат якобы еще раньше согласился и подпись за кандидата от партии власти. То есть, существовал механизм вмешательства «задним числом» в электоральную борьбу, когда в любой момент любому кандидату от оппозиции можно сказать: часть подписей, которые ты собрал, недействительна, будь добр уйти и не участвовать в выборах», – сказал Николай Петров.

Подводя итог, эксперт повторил: системная оппозиция имеет шансы получить некие уступки со стороны власти, однако не те и не в том объеме, которых она добивается. В то ж время для самого Кремля, его мнению, в нынешней ситуации было бы весьма полезно все же снизить жесткость контроля за губернаторскими выборами.

«Мне кажется, снижение жесткости контроля в этой ситуации политически целесообразно для Кремля уже достаточно давно. В ситуации кризиса эта целесообразность будет только усиливаться, потому что надо будет реализовывать какие-то реформы. И неважно, какой план и какая стратегия будет выбрана Кремлем – важно, что это будет усиливать напряжение в регионах. В этой ситуации Кремлю выгодно сбросить часть этого напряжения – и ответственности.

Да, когда эту систему вводили, речь шла об объеме власти, а сегодня это – объем ответственности. И Кремлю есть прямой смысл этой ответственностью поделиться», – убежден Николай Петров.

Прямые выборы губернаторов пройдут в сентябре 2017 года в 14 российских регионах.

Петров Николай
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).