будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Страна
Рузов Леонид

Крепите ряды Фурье!

Продолжение. См. также часть 1

День народного единства 4 ноября оказался чем-то похож на памятник Александру Третьему работы Паоло Трубецкого, породивший целый ряд отзывов: от загадки "На площади комод, На комоде бегемот, На бегемоте идиот, На идиоте шапка, на шапке крест, кто отгадает – того под арест" до циничной эпиграммы Александра Рославлева:

Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь еще царь-жопа.

Новый праздник столь же основателен, столь же осмысленен, на нём в той же степени успели отметиться либеральные борзописцы вроде автора этих строк. Можно ещё добавить: наше нынешнее "время, в котором стоим" слишком уж напоминает воспетые Салтыковым-Щедриным годы царствования государя-Миротворца.

Отдав должное истории, идеологии и стратегии, зададимся, однако, вопросом: каковы практические и тактические результаты учреждения "Дня народного единства"?

*****

Результат первый.

Этот день, этот символ – может быть, сам по себе и неудачный – потеснил в общественном сознании "демократические" даты (День независимости / День России 12 июня, День государственного флага 22 августа и День Конституции 12 декабря), тоже отнюдь не преисполненные смысла (во-первых, от чего независимость, а во-вторых, российский триколор был поднят над Белым домом не 22, а 19 августа 1991 года!), но вполне определённым образом маркированные. По крайней мере, опросы показывают, что про день 4 ноября что-то помнят процентов двадцать наших соотечественников, до чего другие три даты не дотягивают, даже вместе взятые.

*****

Конечно, "после не значит – потому что".

Вполне возможно, что при нынешней эффективности работы Министерства пропаганды, при маргинальном положении независимых СМИ такое вот исчезновение из публичного дискурса "неправильных" праздников привело бы в любом случае к столь же быстрому их забвению.

Вполне возможно, что дело в их слабой укорененности в общественном сознании и в быту. Вот выпить на 8 марта у нас обязательно для всех конфессий. Даже более обязательно, чем сходить на ноябрьскую демонстрацию...

Дело тут не только в длительности присутствия дат – поколение при этих "новых святцах" не выросло, – но и в неудачном их расположении в календаре. "Дачные" июнь и август так же мало располагают к коллективному общественному действию, как и студёный декабрь. Можно разве только отдыхать – в зависимости от сезона, охлаждая организм потоками пива или же согревая порцией чего-нибудь покрепче...

Собственно, в том и состоят минимальные требования к "празднику" в остановившемся времени вроде нашего. День выходной, праздный – откуда и "праздник" – становится и "днём народного единства", и "днём согласия и примирения". Во время оно ведь как было: начинаем сугреваться у трампарка на Улице 1905 года, добавляем у зоопарка, проходя мимо мемориальной доски "здесь был Ленин", а до Красной площади доходим уже такие тёплые и просветлённые...

Нет, я вовсе не прошу вернуть праздник всенародного похмелья на седьмое число. Лет десять делали из Великого Октября День согласия и примирения – и всё не получалось. Одни по привычке вспоминали большевиков, известных своею кротостью и смирением, а другие – их преступления. Разве что стенка на стенку не сходились! Не прошу и вычеркнуть напрочь: топором-то ведь не вырубить...

Ведь замещение – приём более эффективный, чем простое умолчание.

Время циклическое – календарь с его датами – приобретало особое значение там, где время линейное стояло на месте. Дни, посвящённые богам и святым, выделяли народ из окружающей тьмы.

Понимая значение этих праздников, новые жрецы и властители, если были поумнее, не пытались отменить старые даты, но придавали им новый смысл. Пасха христианская возникла из Пасхи еврейской. Впрочем, и День международной солидарности трудящихся 1 мая до 1917 года продвинутые пролетарии отмечали под видом Пасхи.

Вообще, замена календаря, как это было при Великой Французской Революции или в СССР, где на какое-то время отменили недели и ввели "пятидневки", – штука неэффективная.

Лучше не навязывать новое, а менять смыслы старого. При советской власти Первомай должен был заместить собой традиционную Пасху, точно так же, как "реабилитированный" в 30-е Новый год заменял собою Рождество.

*****

Вот и теперь мы видим, что введение дня "для дружбы против...", рядом и вместо привычного 7 ноября, раскололо традиционную аудиторию последнего: "красные" отделились от "коричневых".

То есть я не исследовал социальные предпочтения "бритоголовых". Равным образом был и остаётся сомнителен всеобщий интернационализм наших коммунистов. Когда 7 ноября "красных" разогнал ОМОН и "бешеные бабки" двинулись агитировать в метро (на платформах и эскалаторах), эти старухи Иезекииль были одинаково критично настроены к бывшей и нынешней российской власти, к Америке и к народу Моисееву.

Но это не отменяет свершившийся раскол двух течений. Теперь им придётся вести хозяйство раздельно. Это уже две разные популяции – эволюционировать, расцветать и вымирать они будут врозь.

Вот вам и второй результат.

*****

То есть занявшие первую часть статьи рассуждения о бессмысленности затеи с введением нового праздника отнюдь не отменяют вывод второй части – об эффективности этого мероприятия.

Власти удалось ещё более раздробить и маргинализировать своих оппонентов – часть российского политического спектра, не встроенную в систему "управляемой демократии".

Теперь можно с ещё большим основанием говорить о них скопом как "о малом от икс нулевого" – о членах ряда, которыми в сумме можно пренебречь по причине их ничтожной малости...

*****

Впрочем, эти соображения (и идеологического, и тактического порядка) имеют большее отношение к "ним" – к сторонникам нынешней власти, к сторонникам власти прошлой и к тем, кто к власти рвётся. Все они, в сущности, не очень друг от друга отличаются.

Гораздо важнее другой вопрос – "А мы с тобой как будем?" Ответ, данный этому герою – "Я тебе скажу, как мы с тобой будем: мы с тобой никак не будем!" – не устраивает и удовлетворения не приносит.

Каково во всём этом – в уличных стояниях и хождениях, в псевдополитических раскладах и квазиидеологических построениях – место нашего бесконечно малого члена ряда?.. То есть моё место в этом ряду…

Почему-то вспоминается ещё один старый лозунг: "Привет участникам Броуновского движения!"

См. также:

  • Рузов. "Нет предела нашей последовательности!" Московский уличный протест. Часть 1
  • Локшина. «Скины и футбольные фанаты!»
  • Быков. Страшнее кошки
  • Локшина. Как выращивают экстремистов
  • Долгин. День борьбы с чужаками
  • Лейбин. Предпохмельный синдром
  • Иванов. Великая Казанская Социалистическая Богоматерь
Рузов Леонид
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).