будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 23, 2025
Страна
Митрофанов Сергей

Крестовый поход за все хорошее

Крестовый поход за все хорошее
mitrofanov_1
Фото: Полит.ру

К весне обострилась борьба за чистоту моральных символов.То есть практически начался крестовый поход. Не в смысле, что обязательно с крестами, хотя и с крестами тоже. Но с той долей фанатизма, ригоризма и идиотизма, которая присутствует когда еще и с крестами. И даже не только с крестами, но еще и с кострами, на которых сжигают отступников.

Вот несколько наблюдаемых эпизодов и моя интерпретация их.

Владимир Соловьев недавно выкатил очередную программу, посвященную нужности смертной казни («Поединок с Владимиром Соловьевым», 5 апреля). А 10 апреля почти слово в слово все те же тезисы были развиты в программе Аркадия Мамонтова «Специальный корреспондент» («Россия-1»). И хотя сама по себе эта тема явно пропитана нафталином, - действительно, как только что-то обваливается на ТВ, так вытаскивают про смертную казнь, - народ все равно возбуждается, аки у него какой рефлекс. Но то и понятно, секс и казнь – архетипное удовольствие человеческого племени.

Формальным поводом для серии передач стал реальный случай с убийством ребенка в Брянске, на который возразить, естественно, гуманистам нечего. Дебилов среди населения, известно, хватает. Но важно, как наш милый народ на сей факт реагирует. Не тем, чтобы наконец придумать что-нибудь, как остановить обнаружившуюся социальную деградацию. А тем, чтобы принести ритуальную кровавую жертву. Причем, желательно не вставая с дивана. Потому что никакого иного действия, кроме как дать разрешение государству казнить, она, эта жертва, увы, не предусматривает.

В такой «жертве» нет ни настоящего подвижничества, ни даже «хождения к дебилам» со словом истины, чтобы объяснить, что правильно, а что не правильно. А вот есть только одно безответственное разрешение государству казнить. Да и предполагает-то оно, что казнить (если государство согласится с вашими аргументами), будете опять же не вы – вы-то лежите на диване и смотрите «Поединок с Владимиром Соловьевым» или Мамонтова, - а какие-то другие особые люди в специальных учреждениях в обстановке строжайшей секретности. Что подтверждает истинность антипатриотичной максимы: морально, правильно, духовно и т.п. наши российские люди могут вести себя только страшась. Ибо дебилу – что? Он может даже не свяжет никогда наказание с преступлением. А бояться должны все, такая вырисовывается философия.

Любопытно, что немногим противникам смертной казни (например, Ирине Хакамаде), чтобы заработать очки в споре с кровожадными, надо опять же предъявить народу мучительность альтернативы. В силу чего предъявляются (и откуда только набрались?) картинки, как их, преступников, медленно морят на зоне, как водят на прогулку с завернутыми назад руками и как это нестерпимо. Но народ, как мы видим, не считает, что это достаточно мучительно и нестерпимо.

Мораль же сей притчи такова.

Не знаю, чувствует ли читатель саму дефектность постановки вопроса? Но эта дефектность определенно есть. И заключается она, безусловно, не в том, чтобы уперто отрицать, что бывают такие исторические моменты, когда кровопускание, в общем-то, не самый худший вариант для страны. Хотя бы, например, тогда, когда пьяные матросы грабят винные склады, а гражданская война неизвестно еще в чью пользу повернется… Или когда надо защищать свой дом и семью от бандитов, как это сделал тульский бизнесмен. А в том, что эта целесообразность – как последний способ попытаться с чем-то справиться – вместо того, чтобы отдаляться с развитием, постепенно начинает подбираться к нам сегодня. И она все ближе, ближе... Что дальше?

Гамлет сказал: дальше тишина.

А я бы сказал: дальше какая-то фигня…

***

НТВ, НТВешники (08.04) в очередной раз попробовали примирить церковь и защитников Pussy Riot.

Примирения, естественно, не получилось, а получился скандал с оскорблениями. Не только потому, что одни были более правы, чем другие. А потому что столкнулось два стилистически разных дискурса. Демократический, логический – «а что, собственно, случилось? За что в тюрьму девчонок, когда у вас детей убивают?» И тоталитарный: «Нет, мы живем, как ОН сказал. По слову Его. А Он нам сказал то-то и то-то и что прощать, мол, этих девчонок никак нельзя». И свести эти два дискурса вместе оказалось невозможно.

И не так уж тут важно, что если Он действительно что-то сказал, то несомненно только двенадцати своим апостолам, а никак не Всеволоду Чаплину. К Чаплину Его слово попало только в переводе с древнееврейского и только после того, как еще тысячу лет где-то дописывалось и переписывалось, и напрасно он преувеличивает свою интимную близость с Создателем. А умопомрачительна ситуация, когда люди в костюмах просят людей в монашеских каких-то одеяниях и с вытаращенными от духовности глазами (не в одеяниях, ну так вытаращенные – особый знак духовности) простить. Как будто несчастные Pussy Riot сидят в церковных казематах, а не в обычных прокуратурских.

Казалось бы, ну, не прощайте, ваше дело! Предавайте анафеме или как там у вас делается. Ходите вокруг с иконами, изгоняйте бесов. Можете даже взять с собой Валерию Новодворскую. Но есть же Конституция, светский закон, в конце концов, есть формальная юридическая квалификация проступка. Есть шкала преступлений против общества.

Повсюду обществу наносится колоссальный ущерб. Только что – на минутку – украли выборы. Только что из Мерседеса выкинули труп человека на полном ходу. Только что ограбили инкассаторов в центре Москвы. Только что сгорели рабочие. Только что чуть ни до смерти голодают в Астрахани. А молот ведьм и молот адмресурса знай себе обрушивается за политическую частушку, о которой большинство знает лишь понаслышке.

Стыдно, что все это происходит таким образом. Стыдно, что все это со дна лишь подымает чудовищную пену взаимной ненависти.

***

Хорошая история произошла с Ксенией Собчак и ее, так называемой, выходкой. Причем, слово «выходка» напрочь прилипло к тому, что она сделала. О том, как это было, у нас подробно написано здесь, но хочется и уточнить один момент. Проблему свиста. Когда Собчак обратилась к популярной актрисе и общественной деятельнице Чулпан Хаматовой со своим вопросом (вопрос фактически такой: выкручивали ли Чулпан руки в пропагандистской кампании по безальтернативному избранию Владимира Путина?) зал засвистел. Гусман схватился руками за голову, а очень многие деятели культуры выразились в том смысле, что не место тут с таким вопросом. Мол, у нас тут праздник кино (КИНО, ПОНИМАЕТЕ!), а ты со свиным рылом в калашный ряд.

И это очень интересная позиция: место или не место сводить российское кино и политическую актуальность? Казалось бы, кино только и может жить, что актуальностью, но новое культурное дворянство почему-то считает иначе. И даже больше – гордится своей тупостью. Кстати, сама мать Мария Чулпан Хаматова никогда прямо на заданный вопрос не отвечала, старательно нагоняя туман. И это очень странно. А если отвечала, то с какими-то многозначительными паузами, с задержками и в таких загадочных формулировках, что лично я могу расценить их только так: «Да, выкручивали! И что?»

Действительно, и что? Разве большой секрет, как все у нас происходит? У кого в стране деньги, откуда они пришли, кто может себе позволить и так далее. Кто загубил государственную медицину, и кто при этом уповает на чудо благотворительности.

В сэсэсэровских книгах по политэкономии капитализма нередко писали: «благотворительность не снимает социальные проблемы, порожденные данным способом распределения общественного продукта». И это верно. Никакой благотворитель не вылечит ВСЕХ больных детей. Больные дети в массе своей при этом уровне здравоохранения так и будут болеть и умирать. А что касается благотворительности, то она лотерейный билет для кого-то одного из тысячи, а в целом лишь способ закамуфлировать эту проблему.

Но крестовый поход за все хорошее продолжается, не правда ли? Ведь надо еще разобраться с этими, как их, с геями…

Митрофанов Сергей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).