В сентябре 2018 года партия власти потерпела поражение – как бы не пытались сказать обратное партийные демиурги. Еще вчера «Единая Россия» под копирку выигрывала региональные кампании – и вот уже парламентская оппозиция требует от власти к оплате свой электоральный счет. Регионы стремительно «краснеют», и в канун начала операции «Преемник-2024» вносят дисбаланс во властную вертикаль.
Сентябрь 2018 года, однако, привел к слишком серьезным политическим последствиям. Поиск виновных активизировал уже давно забытое оживление в российском политикуме. В такой среде остается один шаг до подрыва доверия к базовым и фактическим скрепам стабильности государства, а именно – доверия к Президенту РФ.
Кто и почему привел к провалу главную «скрепу» партийной модели современного государства? Способны ли на Старой площади перед лицом угроз стабильности провести анализ и призвать ответу прямых виновников, приведших партию власти к профнепригодности?
В Администрации Президента пора бы вспомнить о принципе «Бритвы Оккама» (самое простое объяснение – всегда правильное) и призвать к ответу за провал «Единой России» ответственных за партию «Единая Россия». К ответу – ответственных, логично?
Призывать к ответу региональных идеологов (лидеров региональных партийных отделений и даже их кураторов на уровне заместителей губернаторов) бессмысленно и неэффективно. Во-первых, это не стабилизирует настроение региональных элит, несущих на себе крест всех федеральных грехов партии. Во-вторых, «Единая Россия» давно разделилась на два крыла – «фракцию партии» (в ГД РФ) и «партию фракции» (регионы). Первые – делят портфели и мандаты, тогда как вторые в полях их зарабатывают. И в условиях подготовки следующего политического цикла, Кремлю важнее ответить на вопрос, кто же довел регионалов до такой степени беспомощности.
Персонализировать ответственных в верхушке единороссов при наличие политической воли несложно. Всем известен главный «игрок», превративший необходимый перманентный процесс партийного строительства в поле междоусобных игр для собственного аппаратного влияния. Любые попытки сделать «Единую Россию» реальным посредником между Государственной Думой и президентом разбивались об аппаратное противостояние ее спикера Вячеслава Володина. Именно он увлек единороссов в клановые бои, заменив подготовку к выборам этими «играми престолов». Процесс партстроительства превратился в простой конвейер по поставке голосов для Думы.
Володин - рыцарь аппаратных ристалищ (в кулуарах его зовут: «Слава-война»), не заметил, что наше государство, в самом деле, на передовой. Торговые, информационные и прочие холодные войны с Россией в разгаре. В этих условиях нагнетается негативная социальная повестка, и у государства остается последний редут – партия власти. Которая теперь, после того как произошло политическое чудо и в регионах поняли, что выигрывать выборы могут не только единороссы, будет стремительно мелеть, а многие региональные ЛОМы не раз подумают, прежде чем связываться с «ЕР».
Эксперты сходятся во мнении, что поражения «ЕР» на выборах катализируют процесс перестройки партии. В частности, политолог, лидер движения «Новая Россия» Никита Исаев считает:
«Выборы затевались единороссами как всеобщий «договорняк» с еще тремя партиями. А в результате партия власти проиграла своим же техническим кандидатам. Это полный провал! И президент Путин понимает, что во многих регионах нарушен политический баланс. Думаю, что призывать к ответу региональных идеологов будет недостаточным. Пошатнулась то вся система в целом. А единороссы начали просто разлагаться. Это закономерный финал».
Нарушение правил – «политические подножки» стали фирменным стилем Володина. Ярким, но не единственным доказательством служило привлечение им на свою сторону в аппаратной борьбе оппозиционных структур и лидеров. В борьбе с действующим главой Администрации Сергеем Кириенко использовались все вплоть до Навального и Ходорковского. Володин записал себе во враги практически весь политсовет «Единой России» - после того, как его назначенцы были оттеснены от руководства партии во внутривидовой борьбе – именно за склонность их сюзерена к конфликтам. И похоже, не сумев получить контроль над партией, Володин решил «ронять» ее аппаратный вес.
Первые ризнаки недобросовестной аппаратной конкуренции всплыли в ЕДГ в Хакасии: на свет выплыла история с поддержкой в проблемном регионе альтернативного единороссам кандидата от КПРФ. Его спонсором называется Глеб Хор, депутат и один из конфидентов «Славы-войны». Фактически, выборный провал в Хакасии, результаты которого еще предстоит локализовать президенту, стал следствием попыток Володина доказать, что партия Турчака и Медведева не способна вести региональные кампании.
Похоже, не сумев победить аппаратно, Володин хочет предложить для перезагрузки политической системы проект транзита от монопартийности к двухпартийному парламенту. Новый политический цикл начинается с раздора в самой мощной «электоральной машине» политпроцесса – «Единой России».
Такой политический курс формально 4-го лица в государстве привел к заведомо провальным результатам. Порождение конфликтов закономерно подводит «Единую Россию» к деградации – теперь протеже Вячеслава Володина не способны минимизировать электоральные потери, и в сложных и «пестрых» региональных парламентах будут нарастать внутрипартийные противоречия, множиться количество партийных перебежчиков и сговоров. А сам автор этих склок стремительно теряет авторитет. Но это пока его единственные потери. Они всего лишь репутационные и их, как и прежде, надеются быстро устранить с помощью агрессивного PR и незатейливых аппаратных интриг.
По мнению Исаева, оценивающему перспективы этих аппаратных игрищ, «Володин сейчас старается отстроиться от случившегося на выборах». «Он активизировался в межпартийном диалоге на международном поприще, в Турции, в странах Ближнего Востока. Он подчеркивает – «это не мои выборы». Я не погружался досконально в эту их «политическую кухню-2018», возможно, он и прав. Но он остается актором «Единой России», её идеологом. Делать его единственным ответственным за поражение на выборах – это слишком примитивно. Но и не считать его ответственным было бы абсолютно нелогичным. В его ведении работа с элитами, в том числе – с партийными и региональными. А результаты выборов нанесли удар не просто по «Единой России», а по всей политической системе», – считает Исаев.
И все-таки закономерным финалом надо бы считать не разложение и гангрену партии власти, а хирургическое вмешательство со стороны Администрации Президента. Ведь на кону не аппаратные успехи или проигрыши – речь о стабильности общественного договора между народом и властью. В конечном итоге – речь о безопасности государства. В такой ситуации, упомянутое «хирургическое вмешательство» – это гуманный поступок по отношению к обществу. Опухоль пора срочно удалять. Пора и Кремлю вооружиться «бритвой Оккама».