Российский бюджетный процесс, который с таким трудом отлаживался последнее десятилетие, основательно «полетел» из-за кризиса, а теперь еще и из-за выборов. Впрочем, есть надежда, что все стабилизируется через несколько лет.
«Парламентская газета» пишет, что некоторым региональным законодательным собраниям, еще не ушедшим на каникулы, предстоит дополнить повестку оставшихся заседаний вопросом о корректировке бюджета. А ушедшим — собраться вне очереди с тем же вопросом.
Дело в том, что на прошлой неделе правительство выделило почти 21 миллиард рублей на сбалансированность региональных бюджетов. Они предназначены 44 регионам, парламентам которых теперь нужно «ввести» поступающие деньги в свои законы о бюджете-2016. 8,6 млрд предстоит распределить на погашение долгов и 12,3 млрд — на выполнение майских указов, повышение зарплат бюджетникам.
Самую большую сумму получил дотационный Забайкальский край — 2 млрд, более благополучный Краснодарский — 1,75 млрд, Астраханская область — 1,38 млрд. Саратовская — 1,14 млрд, Северная Осетия — 1,08 млрд рублей. Остальным 39 регионам достались значительно меньшие суммы.
Для того, чтобы понять, насколько это редкое событие, нужно хотя бы примерно представлять, как устроен бюджетный процесс в России. Первые проектировки бюджета ведомства экономического блока начинают писать в конце весны — начале лета. Все лето, пока страна отдыхает, чиновники отраслевых ведомств пытаются убедить Минфин, Минэкономики, правительство и президента в том, что именно им и именно в этом году нужно обязательно увеличить финансирование. Желательно, конечно, на порядок, но и 10% иногда считается удачей.
Осенью бюджет поступает на рассмотрение Госдумы. В теории тут парламентарии могут внести в него какие угодно коррективы, но на практике депутаты уже давно (примерно с того момента, как «Единая Россия» получила уверенное большинство) потеряли влияние на составление бюджета. В результате бюджет быстро проходит обе палаты парламента и подписывается президентом.
Вслед за федеральными парламентариями свои бюджеты принимают региональные депутаты, по ряду причин принимать бюджет субъекта без наличия федерального бюджета достаточно неудобно — хотя бы потому, что Москва порой распределяет деньги между регионами в достаточно произвольном порядке.
И вот новый год страна встречает с новым бюджетом, который, правда, к тому моменту несколько устаревает. Потому что проектировки, которые писались почти за год до того, конечно не могут с точностью предсказать все макроэкономические параметры. Кстати, если ЦБ удастся снизить инфляцию до 4%, то бюджет будет писать проще, ранее правительство постоянно ошибалось в прогнозе роста цен.
Так что к концу зимы правительство готовит поправки в уже действующий бюджет, а парламент их принимает. Естественно, вслед за федеральными властями также делают и региональные.
Особенность 2016 года не только в том, что был принять годовой бюджет вместо трехлетнего. Также правительство отказалось от внесения традиционных правок в действующий бюджет. Иными словами, сейчас страна живет по бюджету, цифры в котором почти никак не пересекаются с реальностью. Но благодаря тому, что закон в последнее время дает правительству достаточно вольно обращаться с бюджетом без получения санкции Думы, этого факта почти никто не замечает.
Регионы, однако, в мае-июне поправки в свои бюджеты традиционно внесли, в большинстве случаев удалось несколько сократить дефицит. И тут в июле федеральное правительство находит «лишние» 20 миллиардов и направляет их в регионы — те вынуждены созывать внеочередные заседания заксобраний. Не исключено, что так вовремя деньги обнаружились из-за приближающихся выборов, губернаторам всегда приятно заявлять о решении финансовых проблем накануне голосования.
А мы еще говорим, что кризис не сказался на депутатах — а он им отпуск портит.