В маршрутке, в очереди в дорогом магазине, в парикмахерской, в гримерке театра еще пару месяцев назад люди могли говорить о чем угодно. О погоде, об отпуске в Египте, о двойке по математике, о новом тренере «Спартака». Теперь горожане говорят только об одном – в какой валюте хранить деньги?
Финансовый кризис в России, казавшийся раньше головной болью исключительно богатых, дошел до народа - и сразу же оброс анекдотами, шутками, а главное – многочисленными слухами. «Я слышала от одного человека, друг у которого работает в одном крупном банке, - говорит одна дама другой. – Так он говорит, надо скорее избавляться от рублей». «Ой, что вы? – всплескивает руками вторая. – А мне сказали, что американская экономика точно-точно рухнет, и доллары ни в коем случае покупать нельзя».
Всего за несколько недель оказалось, что у каждого есть приятель или родственник, друзья которого все знают наверняка. У кого-то дядя банкир, кто-то работает водителем у директора департамента в каком-то министерстве, а чья-то знакомая по своим каналам слышала, что Дерипаска… Так может продолжаться до бесконечности.
Слухи подогреваются еще и тем, что люди на самом деле ничего не понимают, и нигде нельзя узнать, что реально происходит и чего ждать. Действительно ли доллар будет стоить 40 рублей? Правда ли, что рубль де – валь – ви – ру – ют? Говорят, фондовый рынок рухнул, - что бы это значило?
Все, по крайней мере, в Москве, знают, что новостям по телевизору верить нельзя. Знают - и все-таки верят, верят и успокаиваются – согласно утренним, дневным и вечерним выпускам по «Первому» и «России», если где и есть кризис, то только на Западе.
Доходит до абсурдного – новостники с радостью в голосе передают, как дефицит наличных средств привел к тому, что королевская семья Великобритании вынуждена экономить. О том, что экономить начали уже тысячи (если не миллионы) россиян, по центральным телеканалам услышать нельзя.
В Интернете, наоборот, преобладает паника. Оказывается, и фондовые индексы упали ниже, чем в большинстве стран мира. И банки покупаются государством то за сто рублей, то за пять тысяч. А помощь государства финансовым компаниям, говорят, вообще может оказаться бесполезной, потому что осядет в карманах богачей.
Не успокаивает и деловая пресса, посвящающая передовицы именно российскому кризису. Россиян пугают инфляцией, обесцениванием рубля, разбазариванием золотовалютных резервов.
Кому верить? И почему вдруг наступил кризис? В СМИ говорят о том, что он пришел из США, экономика которых оказалась буквально на грани краха. Но как так произошло и почему - никто толком не объясняет.
«В бухгалтерии поговаривают, что наш банк, ну на который выдают зарплату, скоро тю-тю», - говорят сотрудники крупных компаний, отправляясь на бизнес-ланч. «Дорогие квартиры подорожают, а дешевые подешевеют, это мне знакомые риэлторы так сказали», - можно услышать в московском метро, даже несмотря на шум и давку. «Половину уволят, а оставшимся зарплаты сократят», - беспокоятся нерадивые сотрудники в курилках. «А если мой банк, в котором я взял кредит, обанкротится, могу я зажать выплату? Или, наоборот, придут выбивать?» - задают вопросы в форумах молодые люди.
Пока финансисты отказываются от прогнозов, вдруг оказалось, что многие знают, как поступить. Будущее стали предсказывать все - от юмористов по телевизору до отцов семейств за ужином. «Помнишь 98-й год? – спрашивают последние. – Сколько раз нас государство уже обмануло?»
Дошло до того, что в закрытой ленте РИА «Новости» 17 октября появилась новость про то, что думают о финансовом кризисе участники передачи «Битва экстрасенсов». Для тех, кому интересно: экстрасенсы считают, что кризис закончится к 2010 году, Россия и Китай от него не пострадают, а вот США придется туго – слишком уж много у этой страны негативной энергии.
Как и в прошлые финансовые кризисы в стране, россияне не только дают прогнозы, но и с большим недоверием относятся к чужим. «А кто это вам сказал?» «А если Кудрин выступает по телевизору и говорит, что все будет хорошо, это значит как пить дать – пора забирать деньги из банков».
Все эти разговоры заканчиваются похоже. Обычно один из самых ярых спорщиков вдруг говорит: «А мне-то что? У меня все равно денег нет!» И все соглашаются: «Да-да, точно! Вообще ни копейки». Кто-то действительно не врет, а кто-то притворяется беззаботным – да и что тут поделаешь, если все так непонятно.
Тем не менее, недоверие к каждому – к коллеге по работе, который наверняка уже перевел все в доллары, но скрывает; к прогнозам чиновников, к банкирам вообще – увеличилось многократно. Как бы поступил человек два месяца назад, если бы не смог снять с карточки денег, потому что не работал банкомат? Он пожал бы плечами, чертыхнулся пару раз и пошел бы к другому. Как он поступает сейчас? Чертыхается, сутулится и непременно хмурится: кризис, кризис, кризис…
Некоторых в условиях кризиса не покидает остроумие. «Кризисный» фольклор распространяется, в основном, в Интернете. Его авторы – трейдеры, сотрудники банков, инвесткомпаний и аналитических контор. Во-первых, у всех этих работников появляется все больше и больше свободного времени, а, во-вторых, они чаще всего распоряжаются чужими деньгами, поэтому могут с иронией относиться к потере тысяч и миллионов.
Именно они пустили в оборот сразу несколько пародий на аналитические отчеты банков. Один из них сообщает, что «словосочетания «финансовый и фондовый крах» решено заменить в публикациях СМИ нейтральной аббревиатурой. Новое название будет выбрано всенародным голосованием. Пока в Интернет-проекте «Имя Кризиса» лидирует «Жалкое Околорыночное Падение Активов».
В другом случае приводится прямо-таки утопия: «Российский финансовый рынок как никогда устойчив. Островок стабильности покоится на глубокой национальной адаптации финансовых инструментов и возврате к устоям. Спекулятивные демонские индексы и проклятые Богом депозитарные расписки повсеместно отменены. Торги на биржах теперь ежедневно освящаются Митрополитом и проходят под контролем военизированного подразделения ФКЦБ».
Что касается анекдотов, то их пока мало. Один из немногих: «Встречаются два дворника в Москве в шесть утра. Один говорит: Доброе утро. Второй ему отвечает: Доброе утро. Что-то мне лицо Ваше знакомо. Первый спрашивает: А вы в каком банке работали?»
Весь этот юмор может показаться смешным, а может - глупым. В любом случае, с разрастанием кризиса шутки будут становиться все изощреннее и тоньше. «И последний совет аналитиков – вкладывайтесь в сахар. От сладенького улучшается настроение», - шутят блогеры. И мы вместе с ними.