будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 1, 2025
Страна
Маркедонов Сергей

Кризисный менеджмент и вертикаль полумер

Кризисный менеджмент и вертикаль полумер
12274-original

В истории постсоветской России встреча Нового года будет надолго зарифмована с отставкой ее первого президента. Впервые в российской истории (в данном случае не только постсоветской) глава государства добровольно и в соответствии с Конституцией страны, а не по воле Пленума ЦК, усталого караула, вследствие апоплексического удара, народных волнений или потери объекта управления покинул высший пост.

Сегодня этот исторический факт не принято вспоминать. Ныне у нас на дворе политическая стабилизация. Рейтинг главы государства превосходит все аналогичные показатели у руководителей демократических стран. Президент, «партия власти» и околовластные эксперты заняты решением головоломки-2008, которая почти официально объявляется едва ли не единственной в стране актуальной проблемой. Консолидация «элит», политических партий и общественных объединений вокруг Кремля также с каждым днем все сильнее, а оппозиция занята “конструктивной критикой” отдельных недостатков правительства (упаси Боже не президента!). Региональная фронда отсутствует, а Чечня представляется стране и миру как если не окончательно, то почти замиренная республика.

В этой связи упоминать о политических процессах ельцинского десятилетия, серьезных кризисах власти, удачных и не очень попытках их преодоления в российском политическом и политологическом классе сегодня не модно. А если такое происходит, то исключительно с отрицательными коннотациями. Период «безвластия», «безначалия», тотальной «суверенизации» и столь же тотального «развала»…

Но в этой связи возникает нехитрый вопрос: «А как стали возможны сегодняшние стабилизация и консолидация?» Не ветром же, в самом деле, надуло. Ведь при всем уважении к Владимиру Путину очевидно, что второй российский президент никогда еще в своей именно президентской практике не сталкивался с серьезными внутриполитическими «вызовами». Ни с проблемами двоевластия (со всеми его последствиями), ни с вопросами обеспечения легитимности власти, ни с конституционным кризисом, ни с жестким и радикально оппозиционно настроенным парламентом, ни с серьезным противодействием региональных баронов, ни со столь же жесткой (хотя и подковерной) внутриэлитной борьбой.

Об импичменте и референдумах и говорить нечего. Все описанные выше проблемы были решены до его прихода в Кремль. Путин получил смирный (хотя и достаточно безликий в политическом смысле) парламент, прирученных региональных вождей (кого прикормили, а кого приручили трансфертной политикой), ослабленную и деморализованную поражениями (от импичмента до неудач на выборах) оппозицию. «Стартовые» возможности второго российского президента были на все сто обеспечены действиями первого. Что ж, теперь можно наслаждаться высокими рейтингами и давать оптимистические «консолидационные» комментарии.

Впрочем, для аналитиков не грех бы почаще обращаться к рассмотрению (не с целью наклеивания ярлыков) политических процессов ельцинского периода. Демократия (хоть и управляемая) - на то и демократия, что не застрахована от обвалов рейтингов, падения популярности и серьезных кризисов вообще. И вот здесь-то антикризисный менеджмент по-ельцински со всеми его «рокировочками» и сильными решениями может оказаться как нельзя кстати. Напомним также, что действия Бориса Николаевича в 1991- 1993 гг. проходили еще в «дополиттехнологическую эпоху». Эпоху, когда еще был силен демократический романтизм, а такие понятия, как черный PR, «грязные технологии» и «технологичные» решения не вошли в активный словарь российской политики.

Между тем именно в 1993 г. был решен основной вопрос последней буржуазной революции в нашей стране – вопрос о власти. И события 20 марта 1993 г., когда президент России инициировал т.н. «особый порядок управления страной», а по сути - озвучил идею референдума о доверии к себе и проводимому им курсу реформ, и сам апрельский референдум, и октябрьские события играют здесь ключевую роль.

В августе 1991 г., который принято считать точкой отсчета истории новой России, была дана отставка КПСС как системе управления государством и обществом. В своем неприятии этой системы объединились и «розовые» коммунисты, и либералы, и монархисты с анархистами. И уже далее возникали содержательные вопросы: в каком направлении реформировать экономику, какое государственное устройство взять за образец. На тот момент в России установилось политическое двоевластие, до поры до времени не проявлявшееся открыто (пока был единый враг в лице КПСС). Однако конфликт между двумя властями (особо подчеркнем, не ветвями власти, а властями) был неизбежен. Бесспорно, личностный фактор Ельцина и Хасбулатова придал этому противоборству свою логику и особую остроту. Но избежать конфликта между советской моделью власти (при которой власть неслиянна и нераздельна) и президентской, получающей легитимность через процедуру всенародных выборов, было невозможно. Советы новой России оказались законотворчески неэффективны, поскольку не смогли принять новые демократические реалии и принцип разделения властей, самореформироваться в единственно возможном направлении – парламентаризации.

Даже если принять за аксиому, что для Ельцина карьера была основой всего сущего, то признаем, что он мог рискнуть поставить ее на кон. Он смог сделать это и в августе 1991 г., и в марте 1993 г., объявив референдум о доверии не только себе, но и экономической реформе. Несмотря на зашкаливающие рейтинги Евгения Примакова, Ельцин инициировал его отставку, находясь под угрозой импичмента и коммунистических массовых выступлений. Первому российскому президенту удавалось идти против воли политических волн и оставаться на плаву. Кто теперь, кроме экспертов, вспомнит фамилии оппонентов Ельцина – Хасбулатова и того же Примакова? Кто станет всерьез рассматривать президентские амбиции Юрия Лужкова? А ведь не кто иной, как Ельцин остановил поход из Москвы на Москву главного «крепкого хозяйственника» страны. Смог бы при таких “исходных данных” выстоять Владимир Путин – большой вопрос. Фактическая ликвидация публичной политики и подмена ее номенклатурной борьбой показывает со всей очевидностью, что сегодняшнему Кремлю ельцинской решительности явно не хватает.

Французский историк Марк Блок назвал проблему происхождения того или иного события и явления «идолом племени историков». Ельцин и Путин как политики имеют разное «происхождение». Ельцин – порождение русской революционной стихии, «русской смуты». Но он же сумел и ввести эту «смуту» в определенные рамки. Начал с развала страны и КПСС, а закончил прикормленными регионами, остановкой «синдрома Беловежья» и электоральными успехами партии власти в 1999 г., а также начал инкорпорирование Чечни. Ельцин всегда выступал как ведущий, инициатор, игрок, не боящийся отчаянно блефовать.

Иное дело Путин. Политик, которого привели к власти Ельцин, российская бюрократия и хитрые политтехнологи. Отнюдь не self-made man, а, напротив, человек, которому «сделали карьеру». По всем повадкам – серый чиновник выше среднего, употребляющий слова «трудящиеся» и «учащиеся». Отсюда и извечное стремление второго российского президента из двух решений выбирать третье. Отсюда и извечные комплексы по поводу своей самостоятельности и полноценности как политика и государственного деятеля. Здесь же корни и путинской подозрительности и нервной болезненной реакции на критику.

Только изживание этих комплексов влетает российским гражданам в копеечку. Желание понравиться электорату, заслужить славу борца с олигархами («дело ЮКОСа» – лучший тому пример) уже нанесло серьезный ущерб национальной экономике. Одна борьба за якобы скрытый от налогов миллиард Ходорковского обошлась только в первые дни после его ареста в 40 млрд…

Отсюда и повышенное внимание Путина к собственному рейтингу, за рамками которого реально просматривается пустота. «Главное – всем понравиться» – слоган, который мог бы стать словесным выражением сути «путинского курса».

Начали с укрепления вертикали власти, а завершаем фактической несменяемостью губернаторского корпуса. Леонид Ильич Брежнев со своими геронтократами могут отдыхать. Тем паче, что назначение глав регионов в условиях отсутствия транспарентных процедур способствует развитию рынка… административно-бюрократического.

Начали прагматичное сближение с США, а закончили обывательским антиамериканизмом из-за иракской кампании и боязни “цветных революций”.

Не раз грозили Грузии и Молдове, а потом оставили военные базы и начали “cлив” Южной Осетии и Приднестровья.

Начали с тезиса «мочить в сортире», а закончили сдачей кадыровскому клану Чечни за чисто внешнюю лояльность.

Пытались защитить российских граждан за пределами России, собирали помпезные конгрессы соотечественников, а в результате капитулировали перед обнаглевшим Туркменбаши.

И таких полумер, полурешений набирается немало. Хватит не на статью, а на многотомную монографию. Также и с гимном, также и с молчанием по «Курску», по Тузле и Беслану. Любимый герой шуток и злословий политологов, Президент США Джордж Буш-младший после трагедии в Новом Орлеане посетил этот город четырежды! Российский рыцарь печального образа заехал в Беслан лишь на несколько часов для встречи с управленческим “активом”. Также и с отсутствием внятных реформ в области ЖКХ, в военной сфере и т.д. Представить себе «молчащего» Ельцина даже в период «работы с документами» в связи с гибелью подлодки невозможно даже в отчаянных утопиях авторов «Совраски». Одним словом - стабилизация!

И, пожалуй, главное. В эпоху Путина перестали обсуждать содержательные вещи. Мы не говорим о темпах и методах реформирования экономики и армии. Мы не говорим о концепциях внешней политики и национальной безопасности. Мы стали трактователями очередных замеров президентской популярности и гадателями на тему, когда питерские чекисты “возьмут под себя” очередной лакомый кусок, а 25-ый чиновник администрации Кремля подсидит наконец 24-ого. И сплошные «позиционирования в рамках дискурсов».

«Застой. Что ж здесь плохого? – скажет гладко причесанный молодой политтехнолог, – Вот и народ по застою тоскует» Все это верно, но не забывайте, что после застоя начинается Перестройка. Так, может быть, одной достаточно?

См. также:

  • Маркедонов. Российско-советская война 1993 г.
  • Маркедонов. Вегетарианский закат советской эпохи
  • Маркедонов. На пороге новой суверенизации
Маркедонов Сергей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).