будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Игорь Кон
Июль 8, 2025
Страна
Кон Игорь

Крот истории и сова Минервы

Крот истории и сова Минервы
kon_big.bmp

Поглощение авторитарным государством слабого гражданского общества автоматически означает конец публичной политики. Партии и выборы становятся фикциями, политические игры заменяются подковерной борьбой за власть, а политологи уступают место кремленологам. Это воздействует и на экономику. Формула Товар-Деньги-Товар сменяется формулой Власть-Деньги-Власть+-Деньги+, в которой природа товара подразумевается, но из скромности не обозначается.

Для карьерно-ориентированных людей в этом нет ничего дурного. В институционализированной подковерной борьбе и коррупции есть и свои правила, и здоровый азарт, так что ответ на вопрос «Кто кого имеет?» отнюдь не однозначен. Надо лишь соблюдать технику безопасности. Как говорила старая бандерша, «главное правило нашей профессии, Маша, - никогда не суетись под клиентом!»

А чем развлекаются остальные?

Для тех, кто пытается противостоять власти, но не смеет или не считает целесообразным выходить на улицу, главной и единственной формой политического действия становится правозащитная деятельность советского образца, под лозунгом «Соблюдайте вашу Конституцию!» Хотя практический эффект этой деятельности невелик, а связанные с нею личные риски огромны, в долгосрочной перспективе она, безусловно, работает и к тому же приносит моральное удовлетворение.

Что же до молчаливого большинства, то в подобных ситуациях оно всегда начинает, каждый сегмент населения – по-своему, голосовать ногами.

1. Политический абсентеизм, неучастие в выборах, максимально возможный уход в частную жизнь и минимизация контактов с нелюбимым государством, по формуле «Пошли вы все на…! » Общественная жизнь от этого отнюдь не улучшается, но у людей формируется первая необходимая предпосылка самостоятельного выбора - способность сказать «нет!» В каком-то смысле это даже можно считать ростком будущего нового гражданского общества, когда (и если) созреют его другие, более сложные предпосылки. Сказать «нет» значительно проще, чем выбрать из нескольких «да» одно и принять за свой выбор ответственность. Последнее возможно только при демократии.

2. Выработка и передача собственным детям иммунитета и брезгливости к господствующей идеологии, в какие бы светские и религиозные формы та ни облекалась. Молчаливое неприятие и игнорирование иногда даже эффективнее, чем открытая полемика, предполагающая наличие общей, одинаково авторитетной для всех участников референтной группы. С всемирно-исторической точки зрения важно не торжество добродетели, которого никогда не бывает, а доказательство неэффективности (и в этом смысле – наказуемости) порока.

3. Уклонение от участия в совете нечестивых легче реализуется при наличии развитого Интернета. Он дает людям безграничные возможности автономного общения и формирования новых культур и ключевых слов, перед которыми бессильна любая цензура. Власть как объективная реальность, данная нам в ощущении, никуда не исчезает, но по мере того, как эти ощущения становятся все более неприятными, люди инстинктивно от них уклоняются, а виртуальная реальность сплошь и рядом пересиливает наличное бытие. Монополия государства в электронных СМИ – идеологический аналог нефтяной иглы в экономике. За реализацию своего заказа государство вынуждено платить уже не только производителям и рекламщикам, но и потребителям.

4. Для понимания этих процессов полезны гендерные аналогии. Экспериментально доказано, что одна и та же отрицательная ситуация, когда грубо нарушаются правила или возникает опасность, может вызывать у мужчин гнев, а у женщин – отвращение. Гнев – чувство активное, порождающее желание устранить угрозу с помощью силы, отвращение же пассивно, предотвратить риск заражения или распространения скверны можно и путем ухода. С точки зрения классической мужской идеологии, всякая пассивность – женственна, и уже по одному этому плоха. Но такая оценка не всегда справедлива. Хотя я категорически не согласен с формулой «Чего хочет женщина – того хочет Бог!», каждый мужчина знает, что если женщина чего-то не хочет, – заставить ее практически невозможно, в любом случае результат будет искажен. В той или иной степени это верно и для других зависимых слоев и категорий.

5. Утечка капитала – дело конъюнктурное, она зависит исключительно от соображений финансовой и личной безопасности, учета материальной состоятельности, мировой конкурентоспособности и – очень важный фактор! - психической надежности партнера, никакие моральные доводы тут не действуют. Тем не менее, разные политические системы неравноценны. «Силовики» склонны рисковать и зарываться, «торгашам» это может не нравиться. Кроме того, они знают, что вину за любые неприятности возложат на них. А считать они умеют.

6. При утечке человеческого капитала, «мозгов», соображения ситуативной выгоды дополняются долгосрочным расчетом. Какие ценности, консервативные или либеральные, больше стимулируют интеллектуальный рост (это важно для молодых ученых и инженеров), где лучше заботятся о здоровье населения и в какой морально-психологической атмосфере больше шансов вырастить благополучных и самостоятельных детей? Для более образованных родителей и для лиц, принадлежащих к этническим и социокультурным группам, которые чаще других становятся для власти и/или для оппозиции (они играют в одну и ту же игру!) козлами отпущения, эти заботы особенно актуальны. Не уезжая сами, они стараются заблаговременно «выкинуть» своих детей в более безопасную и благоприятную среду, к которой их дети легко привыкают и уже не хотят, а то и не могут вернуться домой. Исторически решающим моментом истины становится практический выбор детей: где и по каким правилам они предпочитают жить и работать.

7. Патриархальное сознание выше всего ценит стабильность, единство, постоянство и преемственность, жестко и однозначно разграничивая хорошее, правильное «наше» и плохое, подозрительное «чужое». Эта черно-белая философия может казаться очень привлекательной, но современная молодежь реально живет в мобильном, многоцветном, быстро меняющемся мире. Человек может родиться в одной стране, учиться в другой, работать в третьей, отдыхать в четвертой и т.д. Это не превращает его в перекати-поле, но делает его личную идентичность и чувство социальной принадлежности более подвижными и многогранными, не ограниченными любовью к родному пепелищу и отеческим гробам. Кстати, обратите внимание на то, как печальна эта метафора. Страшнее и бесперспективнее - лишь высказывание, что светлое будущее России – в ее славном прошлом. Это не пародия, вроде басни про римских гусей, а серьезный политический лозунг. Между тем мертвое здесь не просто хватает, а пожирает живое.

Современный человек ощущает единство мира не только в момент финансового кризиса, когда обещанный ему в море всеобщего беспорядка «остров стабильности» вдруг начинает опасно раскачиваться, но и по многим другим, более приятным поводам. Воленс-неволенс, к этому должно подстраиваться и политическое сознание.

В общем, что бы ни происходило в стране и мире, крот истории по-прежнему роет, а сова Минервы по-прежнему вылетает ночью.

А как обогащаются наши языковые ассоциации! Французское выражение «замки в Испании» (chateaux en Espagne) означает «воздушные замки». Для депутатов Госдумы замок в Испании - уже не мечта и не роскошь, а предмет повседневного обихода, но одновременно - это их ночной кошмар и продукт воспаленного русофобского воображения испанского прокурора Гарсона. Какой простор мысли для психоанализа и сравнительной лингвистики!

Единственное, что меня смущает, - пока мы в очередной раз разыгрываем тур любимой сказки про белого бычка, наши нехорошие соседи, – а у людей, которые возлагают ответственность за все свои неудачи на других, хороших соседей по определению не бывает, – могут нас еще в чем-нибудь обойти. Наш общий шарик, с которым мы так бездарно обращаемся и никак его не поделим, такой маленький и хрупкий…

Надо бы для порядка расставить смайлики. Но поскольку я сам не знаю, где надо смеяться, а где плакать, давайте лучше все время смеяться. Смех полезен для здоровья и облегчает переживание постоянных временных трудностей.

См. также:

  • Игорь Кон. В защиту Лысенко
  • Игорь Кон. Берегитесь рыжих левшей
  • Игорь Кон. Дорогой борьбы
  • Лекция Игоря Кона. Мужчина в меняющемся мире

Кон Игорь
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).