В московском районе Жулебино 29 октября недалеко от жилых домов упал экспериментальный военный вертолет Ка-52 «Аллигатор».
Машина взлетела с аэродрома «Чкаловский» около 14:00 и направилась на площадку Московского вертолетного завода им. Миля, расположенного в Люберецком районе. Известно, что целью полета была проверка климатического оборудования.
Вертолет потерпел крушение примерно в 15:30 всего в 100 метрах от жилых домов – падение произошло в районе дома 56 по улице Привольная, на территории посадочной площадки предприятия «Вертолеты России». После аварии топливные баки взорвались и машина загорелась.
«Минут через 10 после падения произошел взрыв. Через минуту — еще один. Было много зевак, транспортная ситуация немного осложнилась», — сообщил один из очевидцев в эфире «Коммерсантъ FM».
Свидетелями авиакатастрофы стали местные жители, гуляющие в небольшом лесу, отделяющем Жулебино от МКАД. Они рассказали, что крушение произошло в непосредственной близости от жилой зоны и вертолет мог упасть на близстоящий дом или даже на детский сад.
«Я видел, как вертолет перед падением крутился волчком. Он не упал на дом, потому что пилот смог увести его на посадочную сторону. Он крутился где-то на уровне 6-8 этажа», - рассказал очевидец РСН.
Как стало известно, упавший Ка-52 не входил в состав армейской авиации ВВС, он проходил испытания в КБ им. Камова. Один из источников «Интерфакса» сообщил, что вертолет выполнял испытательный полет по программе создания палубной версии, предназначенной для работы на вертолетоносце «Мистраль», однако данная информация официально не подтверждена.
В результате авиакатастрофы пострадали 59-летний летчик-испытатель Юрий Тимофеев и 57-летний штурман-испытатель Владимир Юртаев. Они получили ранения, но остались живы. Летчики сумели выбраться из горящей машины при помощи аварийного расчета взлетно-посадочной площадки, который сразу после падения бросился тушить Ка-52 и спасать экипаж. На вертолете МЧС Тимофеев и Юртаев были доставлены в 36-ю городскую больницу.
После крушения летчики рассказали, что пытались увести вертолет от жилых домов и детского сада, однако машина в воздухе потеряла управление, поэтому сделать это было непросто. В компании «Камов» признали, что пилоты действовали грамотно и с их помощью удалось избежать более серьезных последствий авиакатастрофы.
Что стало причиной крушения вертолета, пока неизвестно. Первоначально сообщалось, что машина упала после того, как на ней самопроизвольно сработала система катапультирования при заходе на посадку, однако впоследствии появились и другие версии.
По данным следствия, причиной авиакатастрофы стал отказ техники или ошибки экипажа при пилотировании. Также не исключено, что к аварии привели неблагоприятные погодные условия в зоне полетов. Следователи уже изъяли бортовой самописец вертолета. Экипаж будет допрошен, когда это позволит сделать состояние здоровья летчиков. Пациенты все еще находятся в реанимации городской клинической больницы 36. В скором времени их планируется перевести в Главный военный клинический госпиталь имени Бурденко.
«Полагаю, что произошел какой-то технический сбой, так как летчиков-испытателей отбирают крайне тщательно, у них другая ментальность, совершенно другой уровень подготовки. Как правило, они готовы к внештатным ситуациям», - заявил РИА Новости летчик-испытатель, заслуженный пилот России Вадим Базыкин.
По факту аварийной посадки вертолета возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее причинение крупного ущерба).
Вертолет так и не был передан эксплуатанту, поэтому расследованием крушения займется не Межгосударственный авиационный комитет (МАК), а комиссия Минпромторга. Кроме того, следствие впервые назвало ущерб от падения вертолета, который нанесен Минобороны. С учетом находившегося на борту комплекса испытательного оборудования он составит около 800 млн рублей. Отметим, что разбившийся Ка-52 практически полностью сгорел и восстановлению не подлежит.
Вертолет Ка-52 «Аллигатор» (изделие 806; по классификации НАТО — Hokum B) был разработан в начале 1990-х годов ОКБ имени Камова как основной ударный вертолет для вооруженных сил России. Машина способна поражать бронированную технику, живую силу и воздушные цели противника.