будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минпросвещения воспитание дети образование Ольга Васильева
Ноябрь 14, 2025
Страна
Комков Сергей

Кружки и секции как панацея

Кружки и секции как панацея
346865_1000x666_1364_5d0533f065271a029558b4e61615d4e3
Заинтересованный ребенок. Источник: Киселев Сергей/АГН "Москва"

Создать 1,8 миллиона мест в детских кружках по интересам намерено Минпросвещения, пишет газета «Известия». Предполагается, что дополнительное образование позволит и лучше воспитать детей, оградив их от разрушительной для психики информации. 

Планируются, что кружки будут принимать детей от 5 до 18 лет, а создаваться они будут постепенно, с тем, чтобы численности в 1,8 млн мест достигнуть к 2020 году. При этом треть из них предполагается создать в сельской местности, говорится в паспорте государственной программы «Развитие образования», с которым ознакомилась газета.

Главным образом при этом речь идет о развитии дополнительного образования на базе школ и уже существующих центров дополнительного образования. В перспективе, согласно планам чиновников, дополнительное образование должны получать три четверти школьников.

 
Занятие по лего-конструированию
Киселев Сергей/АГН "Москва"

По мнению опрошенных изданием экспертов, занятость в кружках по интересам способна оградить детей от неблагоприятных последствий, связанных с недостатком внимания и воспитания. Эта тема вновь приобрела самое острое звучание в связи с событиями в Керчи, где по вине одного из учащихся политехнического колледжа погибли 20 человек и более 70 были ранены.

 
Сергей Комков

О том, велика ли не только развивающая, а еще и воспитательная роль кружков по интересам и иных форм дополнительного образования, а также о том, какие еще меры стоило бы принять, чтобы изменить ситуацию и иметь возможность в будущем предотвратить агрессивные или саморазрушительные действия детей, с «Полит.ру» поговорил Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования, академик Международной академии наук педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор.

«Система дополнительного образования – это всего лишь один из элементов в системе образования и воспитания, причем составляющий небольшую ее часть. А нужно говорить о том, что мы за последние 25 лет полностью перестроили всю систему образования и воспитания в стране. Она была классической традиционной, а мы переделали ее на западный манер. Фактически же мы перестали готовить социально активную личность, нормального человека и превратили всю систему образования и воспитания в систему подготовки потребителя. И это уже дает свои плоды.

У нас изменился и сам подход к образованию: мы сегодня говорим не о нем, а об образовательных услугах. Хотя образование является важнейшей социальной функцией государства и вообще важнейшей функцией по формированию личности человека. Вот эту функцию мы и утратили. Между тем ребенка нужно воспитывать чуть ли не со дня появления на свет. В этом плане стоит вспомнить великого педагога Антона Семеновича Макаркенко. Когда к нему обращались с вопросом, не рано ли начинать заниматься воспитанием ребенка в 5-6 лет, он говорил: «Вы уже опоздали!» Начинать заниматься воспитанием ребенка надо еще в утробе матери.

Собственно, с матери и нужно начинать. Еще когда ребенок не родился, надо заниматься формированием личности матери – и это будет фактически формировать и личность будущего ребенка. Мы упустило это, и посмотрите, что у нас происходит с будущими матерями! Это превратилось во всего лишь коммерческую услугу. Так что мы должны сегодня пересмотреть всю систему, прямо от рождения ребенка и до его выхода во взрослую жизнь.

 
Занятия с малышами
Авилов Александр/ АГН "Москва"

Школа – это еще один из элементов образовательно-воспитательной системы, причем один из важнейших элементов. Именно там проходит огромная часть жизни ребенка. Но сегодня школа по сути превратилась в комбинат бытовых услуг, а педагог – в представителя обслуживающего персонала. Хотя школьный учитель всегда был важнейшим звеном процесса в первую очередь воспитательного, мы превратили его в некоего «урокодателя», предметника, который просто пичкает ребенка неким набором знаний, умений и навыков.

Такая триединая задача – снабдить ребенка набором знаний, умений и навыков (так называемые ЗУНы) – была поставлена перед учителем в 1990-е годы. Именно она была объявлена главной, а все остальное было сочтено неважным. Надо менять этот подход, надо возвращаться к лучшим традициям российской и советской школы.

В начале 1990-х определенными структурами было принято решение, что школа должна быть вне идеологии, вне воспитательного поля, вне политики, вне вообще социальной сферы. Решено было, что школа не должна заниматься социлогизацией личности ребенка, а должна заниматься только натаскиванием его на определенный набор ЗУНов. Прочее же должно идти за стенами школы, через систему внешкольных, внеурочных занятий, причем большей частью – на коммерческой основе. Мол, есть деньги у родителей – они заплатят за занятия ребенка музыкой, художественным творчеством, танцами, спортом. Нет денег – значит, ребенок будет ничем не занят, может шляться по улицам.

Так в середине 1990-х годов мы получили огромную массу беспризорных детей при живых родителях. На фоне тяжелейшего экономического кризиса и безденежья взрослых дети оказались на улице, болтающимися без дела, побирающимися, никому не нужными. И сегодня надо ставить задачу вернуть всей системе образования и воспитания в России ее изначальный смысл. Вся система образования должна работать на формирование личности человека. Если мы этого не сделаем, мы будем с каждым годом все дальше заходить в кризис. 

 
Занятия по рукоделию
Киселев Сергей/АГН "Москва"

Американцы (а я в США не раз бывал) уже давно поняли, что своей системой подготовки потребителя, которому плевать на все, что происходит за стенами его дома, породили достаточно опасную волну. В Америке ведь каждые два-три месяца происходят случаи, подобные тому, что случилось в Керчи. Буквально два-три месяца назад почти такая же история случилась в Калифорнии, в перед этим была очень похожая история во Флориде, а еще несколькими месяцами ранее была подобная история и в другом штате. Они, может быть, не так ярко освещались, но там случаи стрельбы в учебных заведениях уже не редкость, постоянно идет насилие и на уровне семейном. Это стало эпидемией. И если мы не хотим, чтобы у нас эта эпидемия также началась и приняла широкомасштабный характер, нам надо срочно перестраивать систему воспитания.

Надо перестраивать систему во всех учебно-воспитательных учреждениях, начиная прямо с детского сада, с первых шагов ребенка, и заканчивая его становлением как личности, когда он уже начинает самостоятельную жизнь. Здесь нужно принимать целый комплекс мер. Я несколько раз встречался с Ольгой Юрьевной Васильевой, министром просвещения и бывшим министром образования, и убедился, что если предыдущие министры не хотели даже рассматривать эту ситуацию, то нынешний министр хотя бы понимает, что положение дел надо исправлять. Я думаю, что после трагедии в Керчи руководство Министерство просвещения сделает соответствующие выводы.

 
Министр просвещения РФ Ольга Васильева, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий
Зыков Кирилл/АГН "Москва"

Собственно, оно их уже делает – уже перед событиями в Керчи начали предпринимать ряд шагов к исправлению ситуации: начался разговор о том, чтобы возвращать систему нравственного воспитания, о том, чтобы изменять систему воспитательной работы в школах и в средних специальных учебных заведениях. Нам ведь надо очень серьезно задуматься над тем, что мы сотворили за прошедшие 25 лет. Если мы этого не осмыслим и не сделаем выводов из осмысленного, никакими полицейскими мерами, никакими ограничениями ничего не добьемся. 

Какие бы контрольные пункты или турникеты на входе в школы и колледжи мы ни ставили, как бы ни проверяли на входе всех, как бы ни сканировали, ни снимали отпечатки пальцев, мы не сможем в дальнейшем предотвратить эти трагедии. Помочь может только огромная воспитательная работа, которую действительно нужно вести чуть ли не с того момента, как ребенок сделал первый шаг и произнес первое слово. И если мы начнем все же менять всю систему воспитания, работы с ребенком во всех детских учреждениях.

Менять в этой системе нужно все, и особое внимание следует уделить школе, где придется менять полностью всю социальную доктрину образовательной деятельности. Придется возвращаться к лучшим традициям российской и даже советской школы. Если мы этого не сделаем, никаких подвижек к тому, чтобы преодолеть кризис, в котором мы оказались, не будет.

И очень важно вот что: нам надо, конечно же, пересматривать отношение к институту семьи. Все, что происходит сегодня с ним, заслуживает особого рассмотрения. В отношении института семьи в нашей стране сегодня творится полное безобразие. Мы до того опустили эту проблематику, что даже не хочется уже включать телевизор, потому что там без конца рассказывают о том, кто с кем переспал, кто с кем разводится, кто кому изменял, у кого от кого законные или незаконные дети, кто кого ненавидит… Это доводит подрастающее поколение до крайности – оно уже не верит в возможность создать нормальную, полноценную семью в рамках нашего общества. Мы, наоборот, должны пропагандировать нормальную, здоровую семью, а не рассказывать о всех случаях ее распада и угрозы ей. 

Некоторое время назад я был приглашен участвовать в программе «Мужское и женское», которую ведет Александр Гордон; она должна выйти в эфир 24 октября. Ее героиней стала женщина, мать четверых детей, двое из которых получили образование, а двое фактически остались без него. Я ушел с записи этой программы, потому что ее участники просто издевались над этой женщиной, во всем винили ее – хотя обвинять надо было не ее, а массу чиновников и официальных лиц, которые, по сути, издевались над этой семьей. 

Я считаю, что так относиться к женщине, которая родила четверых детей и не гуляет, не пьет, а с утра до вечера работает, хотя лучше бы государство ей платило пособие, нельзя. И что спрашивать тут надо не с нее, а с тех официальных лиц, которые обязаны были по своей работе оказывать ей помощь. Так что повторю: нам действительно надо менять отношение к институту семьи и к пропаганде семейных ценностей. Если мы сумеем сделать это и еще изменить систему образования и воспитания детей, то у нас есть шансы. Хотя, на мой взгляд, нужно сделать еще одну вещь – выгнать из России всех западных советников и консультантов в этой сфере.

Целая бригада советников из США сидит, например, в Высшей школе экономики. Считаю, что надо избавиться от них, потому что они у себя на родине развалили систему образования, а теперь у нас стали инициаторами многих реформ в системе образования. На мой взгляд, надо их всех удалить из страны, поскольку они являются проводниками политики, которая ведет к развалу системы изнутри», – сказал Сергей Комков.

Комков Сергей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).