Крымский район Краснодарского края, пострадавший от наводнения, ломится от гуманитарной помощи, которая уже никому не нужна. Горы одежды, которую со всей страны выслали пострадавшим, лежат бесхозными развалами по всему району затопления.
О том, что одежда в ни в Крымске, ни в наиболее пострадавшей от наводнения станице Нижнебаканской не нужна, мы знали еще в Москве перед отлетом. Об этом уже 12 июля говорили все сотрудники МЧС, с которыми удалось пообщаться. При этом борт спасателей, на котором мы отправились в Крымск, был забит одеждой, как минимум, на треть. Если учесть, что везли тогда около 15 тонн груза, то это пять тонн вещей, которые, если не оказались еще большей частью на свалках, непременно окажутся там в ближайшее время.
Грузовой борт МЧС, заполненный гуманитарной помощью, вез примерно 5 тонн одежды, которая рискует оказаться просто выброшенной на свалку.
Проблема в том, что заниматься сортировкой одежды (сложным делом, этому посвящены целые разделы торговой науки) некому, и превращение одежды из гуманитарной помощи в мусор происходит, если можно так выразится, естественным путем. Сначала ее складируют прямо на земле, затем жители мгновенно превращают разложенное по ящикам в кашеобразный хаос, пока выбирают, что им нужно. Через пару часов вместо гуманитарной помощи мы получаем уже перепачканную и истоптанную кучу самого неприглядного вида, копаться в которой большинство людей просто не решатся из гигиенических соображений.
Вот такой развал от сердобольных ставропольцев расположен в Крымске на ул. Маршала Жукова в районе дома 48. Белье вперемешку с верхней одеждой и ношенной обувью не вызывает у жителей никакого интереса.
А еще через несколько часов, к этим кучам местные жители начинают добавлять мусор, который выносят из пострадавших домов, завершая таким образом превращение благих начинаний со всей страны в дополнительную работу для спасателей, день и ночь убирающих улицы Крымска.
Этот развал мы нашли на ул. Пушкинской в Крымске. Здесь видно, как вполне пригодные для ношения чистые вещи не вызывают интереса, так как уже соседствуют с куском размокшего ДСП и банкой из под пива.
При этом у жителей зоны ЧС, представляющих, во что превращается помощь в считанные часы, уже появилась определенная тактика обращения с гуманитарной одеждой. Как только прибывает грузовик с одеждой и выгружает ящики, самые сметливые, не стремясь оповестить кого-то из соседей, трудятся над ними до глубокой ночи.
Они знают – лучшее достается первым, опоздавшие получают тряпичный хаос, в котором ничего не найти, если даже что-то действительно нужно.
Предприимчивые жители глубокой ночью с фонариками на головах продолжают «обрабатывать» кучу одежды, прибывшей с гуманитарной помощью по адресу ул. Луначарского, д. 4, возле городской библиотеки. Они стараются успеть до того, как появятся «конкуренты».
В лагерях волонтеров, на плечи которых, как безопасная работа, легла, по большей части, забота по приемке и выдаче гуманитарной помощи, жалуются, что на сортировку не хватает ни сил, ни рук. При этом качество одежды может удивить даже москвичей. В развалах можно найти много новой одежды, а также встретить лейблы мировых брендов - «Зара», «Нери Карра», «Остин» - лежат в этих кучах, постепенно превращаясь в отходы.
Марок известных брендов в таких развалах хватает – подходи и бери.
Что интересно, в этих развалах можно рядом с обычными вещами найти и профессиональную качественную спецодежду. Но, не находя в общем хаосе хозяина, даже по-настоящему нужные предметы гибнут.
Совершенно новый, с биркой спец-плащ для железнодорожников, мог бы хорошо защитить кого-то во время разбора нанесенных потопом завалов, но просто валяется истоптанным.
«Одежды у нас до фига. Лежит кучами. Ее уже здесь столько не нужно, нам об этом говорили еще до вылета. Но ее все равно привозят. Люди что-то берут, но не слишком активно. Мы не знаем, что с ней потом будет», - рассказывает волонтер Мария из лагеря «белоленточников», расположенного на въезде в город на ул. Коммунистической.
А вот так выглядит развал на Луначарского, д. 4 рано утром – просто свалка вещей, которой мало кто решится подойти.
Жители тоже недовольны тем, как приходит и раздается одежда. Они считают, что ее им бросают, как собакам, а не преподносят по-человечески.
«Ну вывалили на землю, кто захочет в этом копаться? Ну может быть, те, у кого самый-самый край, - рассказывает нам один из пострадавших. – Нормально сделали только на улице Советской: положили одежду на столы, и люди подходят берут со стола, а не с земли, и совсем другое отношение».
Еще один развал на ул. Маршала Жукова, в районе дома 16. Чистые вещи вперемешку с обувью и постельных бельем навалены на скамейке автобусной остановки.
Похожая обстановка и в первой пострадавшей от наводнения 6 июля станице Нижнебаканской. Находим добровольно приехавшего из Краснодара Дмитрия, который стоит посреди кучи лежащей на траве одежды.
«Подходят, берут?», - спрашиваем мы.
«Берут, но мало. Тех, кто сумками набивает, мы гоняем, стараемся сейчас узнавать, что конкретно надо и помогаем найти», - говорит волонтер.
«Кучка» гуманитарной помощи на территории 1-й Городской больницы на ул. Горная, д. 15. Привычная картина – вещи лежат без сортировки, никакого контроля за ее распределением нет.
Но такое ответственное отношение к материальной помощи встречается не у всех, и в Нижнебаканской с населением около 8 тыс. человек тоже можно найти горы валяющейся прямо на земле бесхозной одежды.
Станица Нижнебаканская, ул. Мира – несколько десятков квадратных метров гуманитарной помощи.
Хотя здесь найти пример грамотного обращения с одеждой оказалось куда проще, чем в том же Крымске. Так, в центре раздачи гуманитарной помощи, организованной инициативной группой из Санкт-Петербурга «Литейная-31», одежду держат исключительно в картонных ящиках или на сформированных из ящиков столах.
«Одежды много, - рассказывает один из волонтеров. – Столько ее здесь не нужно. Но по мере сил сортируем, выбросить не дадим. Когда все закончится, будем искать возможность пристроить остатки нуждающимся, отправим в приюты, детские дома».
В центре раздачи гуманитарной помощи, организованной группой «Литейная-31» не только занимаются сортировкой одежды, но и учетом. При необходимости могут быстро найти, то, что конкретно нужно.
Так что же действительно нужно сегодня в Крымске? Оказывается, по-прежнему нужна вода (хотя ее уже хватает), нужно купить постельное белье, подушки и особенно – матрацы. Эти предметы быта пострадали и пришли в негодность почти везде, где вода пришла в дом. Нужны инструменты (особенно - лопаты и помпы) для уборки ила, мусора и воды. Нужно все, что может пригодиться в уборке. Нужны стройматериалы и, кстати, просто пластиковые тазики, которые по понятным причинам во время наводнения уплыли первыми.
Раздача гуманитарной помощи по адресу ул. Лазурная-5, в Крымске. Больше всего люди просят лопаты, тазы, резиновые перчатки и посудные губки.
А что будет с бесхозной одеждой, пока неизвестно. В МЧС «Полит.ру» сообщили, что этим они не занимаются. «У нас откачка воды, завалы. А гуманитарная помощь – это социальные службы. Обращайтесь туда», - сообщила сотрудник пресс-службы изданию.
Хаос из коробок и одежды стал для улиц затопленных районов привычным.
Горы же бесполезной одежды продолжают расти. Только вчера в станицу Нижнебаканскую прибыла 20-тонная фура, в которой одежды, как сообщили волонтеры было около 30%.
Фотографии Евгения Ершова