Председатель Партии народной свободы (ПАРНАС) Михаил Касьянов в Страсбурге, принимая участие в посвященном памяти Бориса Немцова мероприятии, встретился с одним из лидеров крымских татар, уполномоченным президента Украины по делам крымско-татарского народа Мустафой Джемилевым.
«По словам уважаемого господина Касьянова, экономическая и политическая ситуация в России все более усиливается, а эйфория от действий Путина, направленных против Украины, у населения уже значительно падает», — пишет у себя в фейсбуке Джемилев. Но самое интересное, что, как утверждает лидер крымских татар, Касьянов заявил следующее: "По крайней мере, мы уверены, что Крым в конечном счете будет освобожден и возвращен Украине"».
Эта позиция Касьянова — не новость. Еще весной 2015 года он дал интервью французскому изданию Politique internationale, в котором заявил, что вернул бы Крым в состав Украины, если бы стал президентом России. «Я бы вернул его (Крым) в сотрудничестве с международным сообществом, получив гарантии, что все международные законы будут соблюдены», — подчеркнул Касьянов.
Также Касьянов тогда заявил, что в Крыму право на самоопределение имеют только крымские татары. «Есть три национальности. Русские, у которых есть независимая Российская Федерация, украинцы, которые имеют свое независимое государство; и татары, которые не имеют независимого государства и которые имеют, таким образом, право на самоопределение. Во времена СССР в Крыму жило только 5% татар, сегодня их 14%. Эти означает, что за 25 лет украинской независимости татары начали возвращаться. Потому что киевские правительства относились к ним лучше, чем руководство Советского Союза», — заявил Касьянов.
В теории слова Михаила Касьянова можно подвести под недавно появившуюся в Уголовном кодексе статью 280.1 «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации», максимальная санкция по которой — лишение свободы на пять лет. Однако пока следственные органы не спешат применять эту статью по отношению к российской оппозиции, представители которой достаточно часто заявляют о необходимости возвращения Крыма Украине в той или иной форме.
Учитывая, что Михаил Касьянов, судя по всему, пойдет первым номером в списке ПАРНАСа, ему в какой-то момент ему придется высказать свою позицию по Крыму и для российской аудитории — в конце концов, выборы в Госдуму будут проходит и в Крыму, жители полуострова пошлют в федеральный парламент четырех одномандатников.
Другой лидер российской оппозиции, Алексей Навальный, который, правда, из-за двух условных сроков лишен пассивного избирательного права (возможности быть избранным), высказывается про судьбу Крыма аккуратней. Осенью 2014 года в интервью радио «Эхо Москвы» в ответ на вопрос, не вернет ли он Крым Украине, если все-таки станет президентом, политик ответил: «Крым — это бутерброд с колбасой, что ли, чтобы его туда-сюда возвращать?». При этом Навальный считает, что в Крыму нужно еще раз провести референдум, «не такой как был, а нормальный». «Я думаю, что результаты этого референдума мы все примерно предполагаем, какие могут быть. Вот как решат — так решат», — заявил тогда Навальный.