будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Страна
Карпюк Илья

Кто подставил президента

8 августа днем Дмитрий Медведев выступил с телеобращением к нации. В нем он заявлял о переброске российских войск в Южную Осетию. «В соответствии с Конституцией и федеральным законодательством как Президент Российской Федерации я обязан защищать жизнь и достоинство российских граждан, где бы они ни находились», — сказал Дмитрий Медведев. Позднее комментаторы, в том числе председатель Совета Федерации Сергей Миронов сочли, что президент ссылался на часть 2 статьи 61 федеральной Конституции: «Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами». 13 числа председатель Конституционного суда Валерий Зорькин опубликовал статью в «Российской газете». В ней, в частности, говорится:

«...у наших миротворцев, у наших Вооруженных сил, у правительства и президента России не было иного пути, чем самым решительным образом обеспечить выполнение статьи 61 Конституции, в которой черным по белому записано, что Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Это конституционное требование развито в положениях Федерального закона „О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом“. Например, пункт 5 статьи 14 этого Закона гласит, что „несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении соотечественников является достаточным основанием для принятия органами государственной власти Российской Федерации предусмотренных нормами международного права мер по защите интересов соотечественников“».

Всякий раз, ссылаясь на 61 статью российской Конституции, политики, и даже председатель Конституционного суда, как будто забывают о 102 статье. В части «г» первого пункта этой статьи сказано, что «к ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации». Такой мандат российскому контингенту миротворцев в зоне грузино-осетинского конфликта Советом Федерации действительно был дан, но он был дан именно для миротворцев, а не для всей 58-й армии – того, что теперь называется «воинским контингентом, приданным в усиление миротворцам в зоне грузино-югоосетинского конфликта».

В приведенном выше отрывке из Закона о соотечественниках нет противоречия со 102 статьей Конституции. Тут нужно вникнуть в юридические тонкости. Органы государственной власти РФ, согласно части 1 статьи 11 Конституции России, — это не только правительство и президент, это и парламент в составе Госдумы и Совета Федерации, и вся система федеральных судов (от районных до высших). Таким образом, закон, на который ссылается Валерий Зорькин, предполагает участие Совета Федерации в защите соотечественников — то есть на использование армии за пределами России (в том числе на территории непризнанной республики Южная Осетия, а также на иной территории, входящей в международно признанные границы Грузии) мандат верхней палаты требуется в любом случае.

В Совете Федерации вопросами размещения российских военнослужащих за рубежом занимается Комитет по обороне и безопасности. В секретариате главы этого комитета Виктора Озерова нам довольно резко прокомментировали законность ввода дополнительного контингента российских войск в Южную Осетию:

«Да, с президентом поговорите. Вы вот задаете, извините, какие вопросы? Не по адресу. На каком основании? На основании того, что напали на миротворцев, вот и ввели войска туда. Защитить миротворцев России, солдат наших русских, советских, каких угодно. Чего не понятно?

Я ничего говорить не буду. Все уже сказано по этому вопросу. Читайте газеты, слушайте радио, смотрите телевизор. Всем объяснил президент страны, на каком основании были введены и разгромили этих самых негодяев».

Остается надеяться, что это не официальная позиция Комитета, тем более Виктор Озеров сейчас находится в отпуске. Иных комментариев в верхней палате получить не удалось, так как сенаторы не посчитали войну на южных рубежах России достаточным поводом для возвращения с отдыха.

Известна фраза: демократия — это, прежде всего, процедура. Скорее всего, Совет Федерации единогласно проголосовал бы за использование российской армии в конфликте с Грузией, но процедура была нарушена. По той самой Конституции, это достаточный повод для отрешения президента от должности. Кто и зачем порекомендовал президенту не заморачиваться юридическим оформлением отправки войск и тем самым подвесил его за юридический крючок, остается неясным.

См. также:

  • Илья Карпюк. Лужков решает проблему пробок странным образом
  • Илья Карпюк. Способы борьбы с благотворительностью
  • Илья Карпюк. Избирательные корреляции
Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).