8 августа днем Дмитрий Медведев выступил с телеобращением к нации. В нем он заявлял о переброске российских войск в Южную Осетию. «В соответствии с Конституцией и федеральным законодательством как Президент Российской Федерации я обязан защищать жизнь и достоинство российских граждан, где бы они ни находились», — сказал Дмитрий Медведев. Позднее комментаторы, в том числе председатель Совета Федерации Сергей Миронов сочли, что президент ссылался на часть 2 статьи 61 федеральной Конституции: «Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами». 13 числа председатель Конституционного суда Валерий Зорькин опубликовал статью в «Российской газете». В ней, в частности, говорится:
«...у наших миротворцев, у наших Вооруженных сил, у правительства и президента России не было иного пути, чем самым решительным образом обеспечить выполнение статьи 61 Конституции, в которой черным по белому записано, что Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Это конституционное требование развито в положениях Федерального закона „О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом“. Например, пункт 5 статьи 14 этого Закона гласит, что „несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении соотечественников является достаточным основанием для принятия органами государственной власти Российской Федерации предусмотренных нормами международного права мер по защите интересов соотечественников“».
Всякий раз, ссылаясь на 61 статью российской Конституции, политики, и даже председатель Конституционного суда, как будто забывают о 102 статье. В части «г» первого пункта этой статьи сказано, что «к ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации». Такой мандат российскому контингенту миротворцев в зоне грузино-осетинского конфликта Советом Федерации действительно был дан, но он был дан именно для миротворцев, а не для всей 58-й армии – того, что теперь называется «воинским контингентом, приданным в усиление миротворцам в зоне грузино-югоосетинского конфликта».
В приведенном выше отрывке из Закона о соотечественниках нет противоречия со 102 статьей Конституции. Тут нужно вникнуть в юридические тонкости. Органы государственной власти РФ, согласно части 1 статьи 11 Конституции России, — это не только правительство и президент, это и парламент в составе Госдумы и Совета Федерации, и вся система федеральных судов (от районных до высших). Таким образом, закон, на который ссылается Валерий Зорькин, предполагает участие Совета Федерации в защите соотечественников — то есть на использование армии за пределами России (в том числе на территории непризнанной республики Южная Осетия, а также на иной территории, входящей в международно признанные границы Грузии) мандат верхней палаты требуется в любом случае.
В Совете Федерации вопросами размещения российских военнослужащих за рубежом занимается Комитет по обороне и безопасности. В секретариате главы этого комитета Виктора Озерова нам довольно резко прокомментировали законность ввода дополнительного контингента российских войск в Южную Осетию:
«Да, с президентом поговорите. Вы вот задаете, извините, какие вопросы? Не по адресу. На каком основании? На основании того, что напали на миротворцев, вот и ввели войска туда. Защитить миротворцев России, солдат наших русских, советских, каких угодно. Чего не понятно?
Я ничего говорить не буду. Все уже сказано по этому вопросу. Читайте газеты, слушайте радио, смотрите телевизор. Всем объяснил президент страны, на каком основании были введены и разгромили этих самых негодяев».
Остается надеяться, что это не официальная позиция Комитета, тем более Виктор Озеров сейчас находится в отпуске. Иных комментариев в верхней палате получить не удалось, так как сенаторы не посчитали войну на южных рубежах России достаточным поводом для возвращения с отдыха.
Известна фраза: демократия — это, прежде всего, процедура. Скорее всего, Совет Федерации единогласно проголосовал бы за использование российской армии в конфликте с Грузией, но процедура была нарушена. По той самой Конституции, это достаточный повод для отрешения президента от должности. Кто и зачем порекомендовал президенту не заморачиваться юридическим оформлением отправки войск и тем самым подвесил его за юридический крючок, остается неясным.