будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Страна
Левкин Андрей

Кто же над тандемом?

Кто же над тандемом?
шпильз.gif
Фото: Андрей Левкин

Политологии сейчас мало - чем ей заниматься, кроме медитаций на тандем? Это чаще происходит в форме "кто ж там, наконец, кого". Иногда к делу добавляются и другие слова. Например, "Общественный договор". Ну, кого-то с кем-то.

Это Г.Павловский, "Тандем как фактор риска". Ровно про Общественный договор плюс тандем. Ну или про тандем плюс договор. А, может, не плюс, а минус. Да, поскольку политологическое сословие не так что измельчилось, но солидаризировалось, отчего — уменьшилось в размерах и сильно автономизировалась, то сложно сказать, если ли в этом ноу-хау, не сопрягали ли это раньше. Ну, как не сопрягать, но если бы уже сопряглось, то бы и затухли. Так что вопрос именно в этом, но - даже не столько про связь тандема с договором, сколько в определении субъектов, которые понимаются под участниками договора.

Предполагаемая субъектность видна в списке предъявленных прецедентов. Первый договор: "Общественный договор 2003 г. не сорвался — зато его потенциальные участники получили более выгодное для себя предложение, выраженное в формуле "одним миллиардером меньше в обмен на твое превращение в миллиардера"". Это имеется в виду договор пост-юкосовский. Тут, конечно, любопытно приложение к этому договору слова "общественный".  "Штатский" было бы точнее.

Второй прецедент: "Общественный договор 2008 г. еще популярней и показательней, поскольку у него есть мировое имя: тандем Медведев - Путин. Особая система правления страной, снижающая риски преемственности, создающая благоприятный коридор необходимым (с точки зрения и самого Путина!) реформам. На первых порах - невероятно успешная. Возник новый курс модернизации, внутри старого большинства стала складываться новая, причем лояльная, коалиция. Но сегодня ничего из этого не осталось".

Что представляло общество в этот раз? Вроде, народу тут побольше, чем будущих миллиардеров, но о каких пряниках там шла речь? "Новый курс, лояльные коалиции". Тоже довольно специфические желания.

Теперь почему Второй договор стушевался. "Рассмотрим простой факт: у тандема нет политической программы, общей для Медведева и Путина. Он оказался не способен выработать таковую за период, пока оба государственных деятеля работали в явной связке... Но программа - такой пустяк!? А сколько бы страхов сегодня она сняла. Иногда политики по оплошности говорят или делают что-то, что вспугивает бизнес, общество и иностранных инвесторов. Но это не наш случай. Никакой случайности нет — пугающая неопределенность создается намеренно".

Эти ламентации очерчивают примерный круг участников гипотетического Третьего договора: это лица, которым в качестве сценарного плана договора была бы интересна программа, соотносящаяся с тем, "что вспугивает бизнес, общество и иностранных инвесторов". В хорошем смысле соотносящаяся, разумеется. Здесь остается не проясненным слово "общество" (из которого выведен бизнес), но, поскольку два понятных пункта из трех - финансовые, то субъектность где-то вокруг денежек.

Уточнения на тему субъектов Общ.Договора выставляются ровно затем, что в прочем социальном пространстве такой договор безусловно существует. Например, он включает в себя отказ в УДО (то есть - 5 лет отсидки) за спизженую у отказника арестантскую робу и его недоказанное "ты" в адрес местного начальства. Конечно, это и есть общественный договор самого массового уровня, за соблюдением которого и следят чины, не прощающие обращения к ним на "ты". Конечно, это не личная обидчивость, а обязанность держать престиж Администрации (с большой буквы потому, что вообще Администрации, а не конкретной колонии), к которой на "ты" обратиться никак: такой Договор они нарисовали себе и остальным.

То есть, получается (уже получилось) любопытное расслоение. Наверху договора вроде как нет. Но ниже — поскольку наверху заняты контрдансами — он сложился естественным в таких обстоятельствах образом. Там, несомненно, никому из управляющего сословия (любого помола) и в голову не придет, что они, собственно, есть управленцы, реализующие услуги, которые государство предоставляет гражданам за уплоченные ими налоги. Такого варианта нет в принципе, что и является первым и единственным пунктом реально существующего договора Администрации с гражданами. Все это привычно и совершенно по-бытовому. Пока вся эта тандемония выясняла свои отношения с некими элитами, в остальной части государства сложились отношения, в которых нет ни малейшей неопределенности. Тут, разве что чисто теоретически любопытно: можно ли вообще обнулить такой договор? Даже если наверху это кому-то захочется (ну, допустим), то эту схему придется изживать годами. Потому что она сложилась на вполне естественных основаниях.

В статье, конечно, изучаются другие проблемы. "Ну вот что также: Нам говорят - политическая программа не ясна? Она и не будет ясна. Страна этого - сегодня, накануне августа 2011г. - еще не заслужила. Ее политическое будущее должно зависеть от некоего решения, как-то связанного с нашим поведением. А если наше поведение будет нехорошим, то и политическая программа может оказаться не хороша! Отсутствие и кандидата, и программы несет сигнал об угрозе. Эта угроза не скрыта, она публична. Два человека сообщают, что они еще не решили, чего именно мы заслуживаем в будущем в своей стране".

Что тут это"мы"? Надо полагать, все тот же круг лиц, имевших отношений у двум договорам, упомянутым в статье, а вовсе не к объектам бытового массового договора.

Также в статье имелся ситуационный нюанс, на который лапидарно указала Газета.Ру: "Сейчас Павловский подверг критике весь тандем, а не только его часть, как он это делал до сих пор. "Тандем является моделью недобровольного договора в обществе, где все обо всем могут договориться", – эти слова вынесены в подзаголовок статьи в "Ведомостях"".

Тут, между прочим, именно эта разница в субъектах договоров. Все со всеми могут договориться только в районе этого "мы". Мало того, в этой зоне риски от отсутствия договора и заторможенности тандема могут быть даже измерены. То есть, способ измерения рисков приложен: "Сохранение неопределенности вот уже год, с прошлого августа, власть оплачивает оттоком десятков миллиардов долларов". Интуитивно понятно, какие слои населения вот так на риски реагируют.

Для прочих обретение субъектности — без которой взаимных договоров не бывает — вряд ли доступно. Вот они уже вряд ли могут с кем-то договориться, если не считать договоренностью то, что любой управленец всегда благодетель. А что касается темы "Сейчас Павловский подверг критике весь тандем, а не только его часть, как он это делал до сих пор", то сюда уместно добавить фразу из его статьи: "Искусственная неизвестность политической программы тандема шокирует. Это артефакт, функция которого- исключить чью-либо возможность сегодня планировать что-либо больше чем на год-два! Но это же риск?"

Тут возникает некий такой удаляющийся звук... Когда бы Левша помирал не на британской койке, а его бы скинули в колодец, то он бы летел и оттуда доносилось: "Скажииииите государю, что у англичааааааан ружья кирпичооооом не чииииииистят: пусть чтобы и у наааааас неееееееееее..."

Тут ведь тоже вопрос субъектности. Кто этот государь, Невидимый начальник, в адрес которого теперь направлена жалоба на этих двоих, которые еще не решили, что именно "мы заслуживаем"?

Левкин Андрей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).