Сегодня в Верховном суде Северной Осетии во Владикавказе началось оглашение приговора Нурпаши Кулаеву – единственному взятому живым участнику захвата бесланской школы в сентябре 2004 года. Судебный процесс по этому делу длился ровно год. Приговор, текст которого насчитывает около 2 тысяч листов, зачитывает судья Тамерлан Агузаров.
Непосредственно в зале суда работает одна телекамера, все журналисты получают информацию в режиме он-лайн, находясь в соседнем зале. На самом громком в истории Северной Осетии судебном процессе аккредитовано более 50 журналистов, представляющих ведущие российские и зарубежные СМИ. Порядок обеспечивают более 100 сотрудников правоохранительных органов. Автомобильные дороги на прилегающих к Верховному суду улицах перекрыты, на территории суда усилены посты ОМОНа.
Согласно процедуре, на суде находиться могут все пострадавшие, однако их более тысячи – ни одно помещение в здании не рассчитано на такое количество людей. Поэтому матери погибших детей будут присутствовать в зале суда по очереди. Все присутствующие в зале слушают судью стоя. Женщины Беслана пришли сегодня в суд с фотографиями своих погибших детей и плакатами с лозунгами «Кулаев и тебе подобные! Будьте прокляты в веках», «Всех виновных – к ответу!», «Требуем правосудия!».
Кулаев признан виновным по всем выдвинутым против него обвинениям, а это восемь особо тяжких статей УК РФ. «Суд установил участие подсудимого в совершении убийства и покушения на убийства, совершении террористического акта, участия в бандгруппе, захвате заложников, незаконном хранении, перевозке оружия», – огласил судья.
Верховный суд Северной Осетии установил, что Нурпаши Кулаев «с особой жестокостью совершил акт терроризма, посягнул на жизнь сотрудников правоохранительных органов».
Суд также признал Кулаева виновным в участии «в составе устойчивой банды в приобретении, хранении боеприпасов, участии в захвате заложников с целью принуждения государства к определенным действиям». Согласно приговору, Кулаев в составе преступной группы «совершил убийство двух и более лиц, находящихся в беспомощном состоянии».
В приговоре также сказано, что во время захвата школы в Беслане в заложники было взято свыше 1127 человек. Из текста приговора также следует, что точное число боевиков, участвовавших в захвате школы, осталось неустановленным. «1 сентября Кулаев и 18 лиц, уголовное дело против которых прекращено в связи с фактом их смерти, а также другие неустановленные члены банды захватили школу №1», – говорится в приговоре.
В приговоре содержатся сведения о том, что захватившие школу в Беслане привезли с собой на грузовике из ингушского села Пседах взрывчатку и большое количество оружия. Суд также установил, что 3 сентября 2004 года один из захвативших школу в спортзале привел в действие взрывное устройство.
Сам Кулаев виновным себя не признал. 16 февраля 2006 года государственный обвинитель, заместитель генпрокурора России Николай Шепель потребовал для него смертной казни. Скорее всего, суд приговорит террориста к пожизненному заключению – с 1996 года, когда Россия присоединилась к Совету Европы, здесь действует мораторий на смертную казнь, и если он не будет приостановлен, вынесение смертного приговора будет неправомерно.
Мнения на этот счет организаций, в которые входят матери погибших в Беслане детей, разделились. Председатель комитета «Матери Беслана» Сусанна Дудиева поддерживает требование прокурора о смертной казни для Кулаева, несмотря на мораторий. А член организации «Голос Беслана» Элла Кесаева не согласна с тем, что Кулаева надо казнить. Во-первых, из-за моратория, а во-вторых, бесланские матери надеются, что в дальнейшем с помощью Кулаева можно будет установить должностных лиц, ответственных за то, что боевики смогли проникнуть в Беслан, и что штурм закончился гибелью людей. Кесаева надеется, что судья во время оглашения приговора назовет всех виновников бесланской трагедии.
В результате захвата школы номер один в Беслане 1-3 сентября 2004 года в заложниках у террористов оказались более 1120 человек. При проведении спецоперации было спасено 918 человек. Жертвами теракта стали 331 человек, в том числе 317 заложников, из них 186 детей, двое сотрудников МЧС, 10 сотрудников ФСБ и один житель Беслана, принимавший участие в спасении захваченных людей. 728 заложников и 55 сотрудников ФСБ, органов внутренних дел и военнослужащих были ранены.
В ходе освобождения заложников 3 сентября был убит 31 террорист, данные на 21 из них, включая одну женщину-смертницу, установлены следствием. 24-летний житель села Старый Энгеной Ножай-Юртовского района Чечни Нурпаши Кулаев стал единственным захваченным живым террористом. Тела остальных убитых террористов после экспертиз были захоронены в безымянных могилах.
Сегодня судья зачитывал приговор в течение четырех часов и завтра с 10 утра продолжит оглашение списка получивших травмы и ранения во время захвата школы. Полное оглашение приговора Нурпаши Кулаеву займет несколько дней.
См. также: